Картинка

Поговорим с Михаилом Веллером (архив) Вычеркнутый из календаря

6 ноября 2007, 14:35
Всех, кто считает 4 ноября праздником, автор программы поздравляет и желает мира и согласия и в народе, и в городе, и в семье, чтобы все было хорошо в стране и у вас лично. Всех, кто этот день праздником не считает, автор не поздравляет, потому что есть известные сомнения: этот праздник, которому около четырехсот лет, вдруг как-то оказался выкопан и реанимирован.

Есть и другая точка зрения, что лучше было бы оставить праздник 7 ноября, и его-то и сделать Днем национального примирения, согласия и памяти как день, который никого не оставлял равнодушным. Если одна часть общества (раньше она была большей) - за, то другая часть (может быть, она сейчас больше) - против идеи праздновать дату октябрьского переворота. Но насчет того, чтобы все-таки всем примириться, простить друг другу, воздать должное всем героям и жертвам, а не пытаться вычеркнуть этот день из календаря, - это, наверное, было бы разумно...

СЛУШАТЕЛЬ: Как вы относитесь к тому, что некоторые печатные издания, как "Комсомольская правда", "Московский комсомолец", не меняют свои названия? Что это, скрытая ирония? Или они не могут сменить название по каким-то причинам?

ВЕЛЛЕР: То, что я скажу, - мое собственное понимание предмета, потому что я не могу устроить поголовный опрос руководства и владельцев "Комсомольской правды", чтобы спросить их, почему они оставили старое название. Я могу предполагать (и отчасти, наверное, знать), в чем здесь дело. Не будем употреблять модное, расхожее в последнее время, противное слово из новояза "бренд"; слово "реклама" тоже постараемся не употреблять.

Михаил ВеллерПопробуем ограничиться словом "имя". Явление и имя, которым поименовано это явление, иногда расходятся в разные стороны. Пример, на мой взгляд, наиболее вопиющий. Был товарищ Сталин, великий и страшный диктатор, который совершил, так или иначе, ряд великого, но уж кровавого он совершил, - тоже никто не сомневается. И есть город Сталинград. При жизни товарища Сталина Сталинград был городом Сталина, и это понятно. После 56-го года, - слушайте, уже полвека прошло с XX-го съезда, где Хрущев обличал Сталина! - после всех разоблачений культа личности, после многочисленных книг, после того как уже скоро двадцать лет как нет Советского Союза, у нас Сталин - отдельно, а Сталинград - отдельно.

Если Сталин - ассоциации неоднозначные, - здесь мы стали великими с атомной бомбой, здесь мы и погубили - мучительно, зверски - десятки миллионов собственных граждан, то Сталинград - это город боевой славы, город Победы, город нашей исторической гордости, и имя это стоит уже отдельно от имени Сталина. Знаете, если и в Париже есть остановка метрополитена "Сталинград", то в общем, нам нужно бы, я полагаю, его оставить. Я всегда полагал, что переименование Сталинграда в Волгоград - совершенно безликое название! - просто очередная блажь, потому что наверху (в то время в ЦК КПСС) так захотелось.

Теперь про "Комсомольскую правду" и "Московский комсомолец". Совершенно понятно, что там сегодня не найдешь ни одного действующего комсомольца. Более того, насколько я знаю, ни одного действующего коммуниста там тоже сегодня не найдешь, хотя люди постарше когда-то, возможно, в советские времена были в комсомоле, а некоторые - даже в партии. Но, будем надеяться, руки свои кровью все же не обагрили и себя ничем страшным не замарали.

Это как раз то, что называется "имя". Вот есть устойчивое имя в сознании: "Комсомольская правда" и "Московский комсомолец". С этим именем связывается представление, что газета интересная, что газета читабельная, что газету можно схватить, что название уже гарантирует какое-то качество и то, что деньги на газету ты потратишь не зря. И люди привыкли, да и черт с ним, - нет того комсомола, а вот название как-то остается...

Поговорим с Михаилом Веллером (архив). Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация