Валенки Русская певица, поэтесса, композитор Ирина Богушевская в гостях у Лены Батиновой и Вадима Тихомирова
Персоны
Рубрика "Любимец публики".
ТИХОМИРОВ: Только что прозвучала песня замечательной певицы Ирины Богушевской, которая появилась в нашей студии. Здравствуйте, Ирина.
БОГУШЕВСКАЯ: Да, я приехала к вам на удивительном автомобиле.
ТИХОМИРОВ: Бэтмобиль, что ли?
БОГУШЕВСКАЯ: Ну, практически. Вы же слышали: он умеет плавать и летать. На самом деле, история этой песни ужасно интересная.
ТИХОМИРОВ: У нас же, знаешь, у нас же критики, мы же постоянно их учим все критиковать.
БОГУШЕВСКАЯ: Да я представляю себе нашу аудиторию, там практически музыкальный критик на музыкальном критике. Они и скажут все честно, что приятно.
ТИХОМИРОВ: Аленка пишет: "Какая прелесть прозвучала! Еще снежок за окном посыпался. Такой приятный перерывчик произошел на работе. Спасибо".
БОГУШЕВСКАЯ: Здорово! Замечательно, большое спасибо на теплом слове. Рассказываю историю этой песни, потому что песню я эту очень люблю. Но написана она, к сожалению, не мной. Песня из британского фильма, который по-английски назывался "Чики-чики-бэнг-бэнг", и сценарий написал Ян Флеминг - тот самый Ян Флеминг, который придумал всю "бондиану". Фильм про изобретателя, конечно, он такой крейзи, он живет на такой старой мельнице, у него двое детей, которые уже смирились с тем, что у них не вполне нормальный папа, который все время что-то такое изобретает. И он для них изобретает автомобиль, как мы понимаем, как бы прототип этих замечательных Астон-Мартинов Джеймса Бонда. И там у него закрылки, он там летает, плавает, он вездеходный-самоходный. И из этого фильма песня гениальная совершенно. Я давно мечтала перевести ее на русский язык, посмотрела подстрочник, и там были такие строчки: "внекатегориальное топливо зажигающий оракул┘" Значит, я поняла, что я с этим текстом ничего не могу сделать, и пошла к своему любимому детскому поэту Андрею Усачеву. Я думаю, что все мамы и папы, которые нас слушают, знают наверняка Андрея, потому что он очень плодовитый детский писатель, у него тиражом уже, наверное, больше трех миллионов вышли книжки. И у нас с ним есть музыкальный проект, который я страшно люблю. Я подтянула туда своих музыкантов, мы теперь исполняем детские песни вживую, по-настоящему, по-взрослому, с барабанами. Вы слышали, как записана песня: живые барабаны, живая гитара, настоящий кларнет, рояль.
ТИХОМИРОВ: Ирочка, то есть я так понимаю, что это прекрасный бизнес проект? То есть ты сразу свое творчество предлагаешь детям, которые потом уже до старости будут слушать и петь твои песни. Молодец!
БОГУШЕВСКАЯ: Ты знаешь, Вадим, ты, между прочим, прав. Потому что во всем мире детские товары и контент детский, развивающий, образовательный - это безумная индустрия. А начинала я этим заниматься потому, что мне очень хотелось своему сыну поставить на полку прекрасную пластинку с картинками.
ТИХОМИРОВ: Подожди, а сколько у нас Никите? Шесть?
БОГУШЕВСКАЯ: Младшему уже 9. Шесть Лениному ребенку, да?
ТИХОМИРОВ: Как быстро бежит время! Ведь только-только ты ходила такая ┘
БОГУШЕВСКАЯ: Да, да. Чужие дети растут, Вадим, исключительно быстро и незаметно. Я мечтала ему записать какую-то пластиночку. Андрей Усачев писал замечательные песни для детей, пел их под одну гитару. И мне всегда хотелось свою группу туда подтянуть, в эту музыку. Пришла к нему с этой песней, говорю: "Андрей, сделай что-нибудь, "топливосжигающий внекатегориальный оракул" - я не знаю, как это перевести". И он придумал такой зажигательный, такой обаятельный┘
ТИХОМИРОВ: Слушай, Ира, может быть, нам спонсора привлечь, какой-нибудь, например, "АвтоВАЗ"?
БОГУШЕВСКАЯ: То есть ты хочешь сказать сейчас, что радиостанции "Маяк" не хватает спонсоров буквально?
ТИХОМИРОВ: Нет-нет-нет, тебе, под эту песню.
БОГУШЕВСКАЯ: А, мне под эту песню? Какая прекрасная идея! Тогда уже лучше британских каких-нибудь┘ Потому что вряд ли "АвтоВАЗ" может на оракула потянуть.
ТИХОМИРОВ: Нет, почему, ВАЗ может все практически. Скажи, пожалуйста, годы идут, дети взрослеют, а ты все та же - такая яркая, открытая, ранимая, легкая┘ Как это может быть?
БОГУШЕВСКАЯ: Ну, я не такая уже ранимая, Вадим. Ты слышал, как я сказала: у меня такая толстая кожа, ты можешь меня уже назвать даже женщиной, которая стоит на "Мосфильме".
ТИХОМИРОВ: Ирина, насколько я понимаю, у тебя сейчас второй брак, да?
БОГУШЕВСКАЯ: Да.
ТИХОМИРОВ: Очень многие женщины, к сожалению, после определенного возраста думают, что все, на второй брак уже не взойти.
БОГУШЕВСКАЯ: Бабоньки, никогда не поздно!
ТИХОМИРОВ: Спасибо, ты молодец, да! И самое главное, я знаю супруга Иры, и все время удивляюсь, думаю: как же так произошло, мой самый любимый журналист автомобильный женился на моей любимой певице.
БОГУШЕВСКАЯ: Вадим, это история мистическая. Потому что мы с Леонидом Александровичем познакомились в городе Нижний Новгород, два москвича при этом. Я туда приехала с шефским концертом.
ТИХОМИРОВ: Это Леонид Голованов.
БОГУШЕВСКАЯ: Да. Сейчас немножко желтой прессы в эфире. Нет, все это знают, мы совершенно не скрываем наших отношений, это безумие было бы. Мы приехали в Нижний Новгород с разных концов. Я приехала туда из Москвы петь концерт на заводе "ГАЗ". Мы познакомились в Нижнем Новгороде, и с тех пор мы называем его, кстати говоря, нежный. Нежный Новгород. Обожаю, кстати, этот город такой красивый и прекрасный, и такие воспоминания √ прямо, ах!
ТИХОМИРОВ: А я, знаешь, почему тебя спрашиваю?
БОГУШЕВСКАЯ: Почему?
ТИХОМИРОВ: Потому что, насколько мне известно, несколько лет назад ты попала в очень крупную автомобильную катастрофу.
БОГУШЕВСКАЯ: Это было до знакомства с Леонидом Александровичем. И это был мне очевидный знак судьбы, что моя жизнь будет связана с автомобилями потом как-то тесно┘ Я третий раз пытаюсь начать. Я приехала из Москвы, а Леонид Александрович приехал в Нижний Новгород из города Тольятти, где он на другом заводе отечественном.
ТИХОМИРОВ: ВАЗ, извините.
БОГУШЕВСКАЯ: Экс-ТАЗ┘ Он там присутствовал при разбитии автомобиля. Поскольку издание, в котором Леонид Александрович работает, проводит тесты, краш-тесты. Они реально за свои деньги покупают тачку, везут ее на Дмитровский полигон┘
ТИХОМИРОВ: И бьют их. Работа какая хорошая!
БОГУШЕВСКАЯ: И бьют. И такие прекрасные автомобили иногда бьют, очень их даже жалко.
ТИХОМИРОВ: Особенно когда это наш автомобиль, то его не жалко, мне кажется.
БАТИНОВА: Тут же важно другое.
БОГУШЕВСКАЯ: Он приехал из Тольятти, на завод по каким-то важным делам. А у меня была автосессия в Музее ретро-автомобилей. Там специально шились костюмы для всяких ретро-образов: на этих ЭМКах, в этих "Волгах". И Леонид Александрович меня увидел через объектив фотоаппарата. И, в общем, как-то хорошо, наверное, смотреть на женщину сквозь объектив-то, ничего же не видно, фокус какой-то такой┘
ТИХОМИРОВ: Надо все наощупь, да? Слушай, это хорошо, просто это радостно. Понимаешь в чем дело, мне кажется, человек все время должен быть в тонусе, и у него все время должна быть любовь в душе и в жизни.
БОГУШЕВСКАЯ: Должна, конечно. Знаешь, как мне обидно, когда, скажем, у меня концерт с оркестром в Светлановском зале Дома музыки в Москве, а Леонид Александрович сидит в зале, и у него автограф потом берут.
БАТИНОВА: Кстати, да.
ТИХОМИРОВ: Кстати, Ирочка, по поводу концертов с оркестрами. Ты знаешь, только не ленивый сейчас не поет с оркестром. И Пенкин поет с оркестром, и Моисеев┘
БАТИНОВА: Пенкин всегда пел с оркестром.
ТИХОМИРОВ: Да, поет с оркестром. И Валерия сейчас с оркестром, и Фриске┘
БОГУШЕВСКАЯ: Слушайте, действительно, этой осенью я сама обратила внимание. Все же, понятно, в Москве планируется очень заранее - за год, за полгода арендуется уже площадка. И как-то, знаете, так сложились, я не знаю, звезды так встали, что этой осенью я еду и смотрю: "Валерия с оркестром" Феликса Арановского прекрасного, любимого┘ Вы знаете, я думаю, что люди, может быть, просто соскучились по большим красивым мелодиям, может быть, этого как-то не хватало последние годы. И прокатчики почуяли это, и как-то одновременно все взяли и договорились. Мне кажется, это хорошо, потому что, понимаете, концерт с оркестром - это такая история, ты фонограмму-то не включишь, потому что 40 или 60 человек в нее не попадут, это такая честная история, это ведь хорошая┘
ТИХОМИРОВ: Хотя, признаюсь тебе, у меня один приятель есть, он играет на пианино. Так он выступает в концертах под фонограмму и сидит за роялем┘ Я говорю: как тебе не стыдно?..
БОГУШЕВСКАЯ: Ой, сейчас расскажу одно, а потом и второе расскажу. На отдыхе в Турции я видела, не буду говорить, гастроли какого коллектива женского, прекрасного совершенно. У них, на сцене было, по-моему, два клавишника или три. Они с таким же успехом могли и на гитарах играть, потому что, в принципе, не важно. А еще мне рассказали, что есть такой прекрасный один коллектив, туда кастинг музыкантов происходит, угадайте как. Как происходит отбор музыкантов? Продюсер сидит и что?
ТИХОМИРОВ: По объему таланта?
БАТИНОВА: По объему. По куску произведения, кусочек произведения┘
БОГУШЕВСКАЯ: Батинова - человек воспитанный, можно сказать, на каких-то традициях┘
БАТИНОВА: Понятно, прошлого века.
БОГУШЕВСКАЯ: По фотографиям отбирают в этот проект музыкантов! И едут в тур потом.
БАТИНОВА: У нас тоже есть такие коллеги. У нас есть такое шоу - "Первый отряд", они тоже соведущую отбирали по фотографиям.
БОГУШЕВСКАЯ: Нет, это я понимаю как раз. Соведущую, конечно, в купальнике в полный рост. И, тем не менее, как бы┘
ТИХОМИРОВ: Ирочка, и все-таки скажи мне, пожалуйста, философский склад ума не давит тебя?
БОГУШЕВСКАЯ: Ой, ужасно давит. Видишь, как я сижу, придавленная вся.
БАТИНОВА: А помогает писать песни?
БОГУШЕВСКАЯ: Нет, ребята, вы знаете, все-таки эта творческая железа в каком-то другом месте расположена, а не в голове. От головы у меня не получается. Усачев, мой прекрасный соавтор, детский писатель, он говорит: "Я каждое утро сажусь за компьютер и пишу". Он умеет себя заставить. А я, знаете, хожу, жду, пока ко мне прилетит муза. Она - дама такая капризная.
БАТИНОВА: Кстати, слушатель тоже спрашивает из Иркутской области: "Ирина, скажите, а вам не скучно исполнять детские песни?"
БОГУШЕВСКАЯ: Ой, если бы вы, дорогой слушатель, попробовали выйти на сцену и исполнить хоть одну детскую песню перед детской аудиторией┘
БАТИНОВА: Это самое сложное.
БОГУШЕВСКАЯ: Я вам хочу сказать, что сложнее всего на свете вообще. Потому что, когда у тебя сидят взрослые, с ними как-то можно о чем-то договориться, попросить мобильные телефоны отключить┘ Однажды у меня была ситуация: пришла какая-то пьяная компания на мой концерт┘
ТИХОМИРОВ: Это самые лучшие зрители, между прочим.
БОГУШЕВСКАЯ: Я бы не сказала, Вадим. Потому что у меня еще такая программа была эстетская - Вертинский, Оскар Строк - мы там исполняли┘
ТИХОМИРОВ: А не надо.
БОГУШЕВСКАЯ: А не надо этого, да?
ТИХОМИРОВ: Спела бы "Валенки"┘
БОГУШЕВСКАЯ: Я обязательно включу эту песню в программу. И в конце концов я сказала: "Ребята, давайте не будем друг другу мешать. Что я вам пою какого-то занудного Вертинского? Вам нужно сейчас к цыганам. Идите!" И они встали и ушли, и никто не обиделся, и все было нормально. Но с детьми, если им не интересно или если они пересидели┘ У нас программа - "Детская площадка". Мы ее год уже играем с моими музыкантами - с Усачевым и с композитором Пинегиным. Сначала у нас было два отделения по 50 минут. Ну, коротенькие песни, полторы-две минуты, вы же слышали, да? Но все равно, к какому-то десятому произведению они устают, и нужно им дать попрыгать. И потом у Усачева песни интерактивные, там песня - "Как кричит крокодил", мы с залом очень любим отгадывать, как кричит крокодил.
ТИХОМИРОВ: Кстати, и как он кричит?
БОГУШЕВСКАЯ: "Гав-гав-гав, он собаку проглотил, гав-гав-гав┘"
ТИХОМИРОВ: Слушайте, у меня такое ощущение, что я уже все, впадаю в детство, я очень хочу сходить на концерт и послушать.
БАТИНОВА: Нет, правда, я бы тоже сходила.
БОГУШЕВСКАЯ: Приходи 18 декабря в Политехническом музее будем. Я с удовольствием тебя приглашаю, потому что мало детских концертов.
ТИХОМИРОВ: Мы с удовольствием придем.
БАТИНОВА: Это правда. Я почему тоже задала этот вопрос, потому что тоже интересно. Ведь как только ложь на сцене, как только в спектакле чуть-чуть фальши, дети сразу - вжи-и-и┘ И всё.
БОГУШЕВСКАЯ: Но зато, если они видят, что артисты выкладываются┘ Тут еще выкладываться мало, тут надо уметь. Я первый раз когда вышла, у меня какой-то шок был, я тряслась перед своим концертом. Я уже давно на сцене, уже лет 20 как минимум┘ Но перед детским концертом - это просто ужас какой-то! Потому что ты не понимаешь, как ими управлять. И, действительно, был какой-то момент, когда Андрей попросил ребят подпеть какую-то песню, и вся эта детская толпа хлынула на сцену, представляете, - 200 человек хлынули на сцену - это караул, и что делать, мы не понимаем? И тут меня осенило от ужаса, я говорю: "А теперь проводим конкурс: кто быстрее всех найдет в зале своих мамочку и папочку!" И они все разбежались.
ТИХОМИРОВ: Слушай, а тебя, кстати, не приглашают корпоративы вести?
БОГУШЕВСКАЯ: Детские?
ТИХОМИРОВ: Ну, и взрослые тоже. Ты как-то умеешь манипулировать людьми, я смотрю.
БОГУШЕВСКАЯ: Да, я - опасный человек.
БАТИНОВА: Некоторые люди думают, что корпоратив - это апофеоз профессии.
БОГУШЕВСКАЯ: Я хочу сказать, что я страшно люблю корпоративы, потому что это прекрасная возможность порепетировать. Потому что народ жует, танцует, ему, может быть, даже не очень важно, как ты играешь, а ты еще получаешь прекраснейшие совершенно деньги, а обычно нужно ездить по Сибири за такими деньгами, а тут не выходя, можно сказать┘ Нет-нет-нет, и то- работа, и то - работа.
ТИХОМИРОВ: Конечно, все - работа.
БАТИНОВА: "Ирина, мы были с детьми на концерте "Детская площадка". Спасибо вам огромное за этот концерт и за диск. Дети слушают каждый день, а сын из машины не выходит, пока не дослушает".
БОГУШЕВСКАЯ: Спасибо, дорогие родители. Я хочу сказать, что на этот проект, конечно, отзывы какие-то феерические. Что для меня самое важно - что люди пишут. Вы же смотрите, мы запарились, мы издали книжечку┘
БАТИНОВА: Ой, книжка шикарная! С иллюстрациями хорошими.
БОГУШЕВСКАЯ: У нас обалденная художница все это рисовала - Мария Якушина, она в Питере живет, общались по Интернету. Кстати, что говорят родители? Что дети начинают читать, читать! Они смотрят картинки и начинают подпевать каждой песне, и потом они начинают читать, потому что есть текст к каждой песне.
ТИХОМИРОВ: Ира, у нас эфир превращается в какой-то балаган. Давай поговорим о серьезном. Скажи мне, пожалуйста, что такое гермен┘ гермет┘ гер-мене-втика?
БОГУШЕВСКАЯ: Я не буду тебе это рассказывать. Не нужно тебе этого знать, Вадим, честно, уже поздно.
ТИХОМИРОВ: Нет, дело в том, что, оказывается, Ира, когда еще не была певицей, она┘
БОГУШЕВСКАЯ: Батинова, как филолог, знает, кто такой Фридрих Шлейермахер, наверное.
ТИХОМИРОВ: Шлейермахер?
БОГУШЕВСКАЯ: Шлейермахер, да. Но мы его не будем┘
ТИХОМИРОВ: Слушайте, заметьте, про него я даже не заикался.
БАТИНОВА: Вадик, не копай даже, не надо. Достаточно, что ты знаешь Шумахера.
ТИХОМИРОВ: Что это такое, действительно, Ира, скажи мне?
БОГУШЕВСКАЯ: Это просто наука о понимании текстов, и всё. Между прочим, вся наша жизнь есть искусство понимания. И приятно, что у нас сегодня оно, например, возникло.
БАТИНОВА: Кстати, тоже спрашивают: а будут ли концерты для взрослых?
ТИХОМИРОВ: И песни для взрослых.
БОГУШЕВСКАЯ: Для взрослых?! Для взрослых┘
ТИХОМИРОВ: Ира, насколько мне известно, ты несколько раз изменяла своему творчеству и уходила с песенного небосклона, и потом опять возвращалась.
БОГУШЕВСКАЯ: Ух, можно выдохнуть уже. При слове "изменяла" мне как-то сразу так┘
ТИХОМИРОВ: А как ты находила силы опять вернуться? Ведь, знаешь, бывает так: надоедает профессия, или просто понимаешь, что как-то тебе стало не интересно, не уютно┘
БОГУШЕВСКАЯ: Ты знаешь, у меня не было такого, что мне надоело. У меня было таких два больших, как бы это сказать, ухода. Например, тот, который случился в 2009 году и очень удачно совпал с кризисом, - это была просто усталость связок, это было настоящее переутомление. Потому что мы ездили столько же, сколько ездят наши коллеги с фонограммой, но мы-то при этом колбасим живьем. У нас же при этом три часа концерта, а потом опять переезд, а потом концерт. Ну, просто не выдержал организм. И, кстати, мой ребенок тогда был совершенно дико счастлив, потому что в тот момент я его видела редко, он уже баррикады строил. Он однажды притащил табуретку, свои машинки, загородил вход просто в квартиру┘ Серьезно, это совсем было не смешно, это слезы какие-то. Встал так и сказал: "Ты больше никуда не поедешь, я тебя не отпущу". И, действительно, через пару месяцев я заболела и никуда потом не ездила полгода.
БАТИНОВА: Ага, кстати, может быть, оно так все и сработало, да.
БОГУШЕВСКАЯ: Ребеночек-то да, непростой у нас оказался. А перед этим как-то в 2000 году тоже я уходила по уважительной причине - практически в декрет я уходила. Так что, в общем-то┘
ТИХОМИРОВ: А хлеб у нас отнимала, ведущей была на радиостанции┘
БОГУШЕВСКАЯ: Я, во-первых, недолго у вас его отнимала, но я была хорошей ведущей. Знаете, самое смешное, что мои бывшие слушатели нашли меня уже на Фэйсбуке, и мы уже там с ними переписываемся.
БАТИНОВА: У вас такой голос чудесный!
БОГУШЕВСКАЯ: У вас, Лена, тоже прекрасный голос. И я слушаю его и думаю: так, надо Лену с собой позвать детскую пластиночку записывать. Потому что я мечтаю озвучить какую-нибудь сказочку, и там какой-нибудь персонаж бы точно подошел сюда.
ТИХОМИРОВ: А давайте послушаем песню на посошок, а?
БОГУШЕВСКАЯ: Давайте поставим для девушек, которые мечтают найти любовь, песню из новогоднего фильма про радость, про счастье - снег, новый год, оливье, шампанское┘ Кстати, с наступающим вас!
БАТИНОВА: С наступающим! Спасибо, Ирина, что пришли к нам.
БОГУШЕВСКАЯ: Спасибо. Мне понравилось. Пока!
Слушайте аудиофайл.
Валенки. Все выпуски
- Все аудио
- Доктор Хаос
- Естественный отбор
- Любимец публики
- НИИ им. Батиновой и Тихомирова
- Толковый словарь