Валенки Любимец публики

19 июля 2012, 14:20

Персоны

ТИХОМИРОВ: Итак, уважаемые друзья, в студии появился советский, российский актер, как сказала Лена, народный артист России, актер Малого театра Борис Владимирович Клюев. Здравствуйте. Как к вам лучше обращаться: Борис Владимирович или Борис?

КЛЮЕВ: Давайте Борис.

ТИХОМИРОВ: Давайте Борис. Вы знаете, глядя на ваше подтянутое тело (кстати, вы похудели)…

КЛЮЕВ: Иллюзия.

ТИХОМИРОВ: Иллюзия, вы думаете, да?

КЛЮЕВ:  Нет.

ТИХОМИРОВ: А мне показалось, что что-то в вас изменилось.

КЛЮЕВ: Правильно выбранный костюм.

ТИХОМИРОВ: А,  это правильно выбранный костюм! Борис Владимирович, начнем  с самого главного. Конечно, все вас прекрасно знают и как актера, и как еще раз актера, но уже  теле-, киноактера. Для меня возникает следующий вопрос (и это самый главный вопрос дня). Насколько мне известно, театральная общественность (особенно те, кто постоянно ходит  в Малый театр) называет вас корифеем сцены. Они ходят и специально ходили еще в советское время на вас и, несмотря на то, что вы играли иногда просто... Эпизодические роли, потому что говорили: "Это мастер!" Вот он выходит на сцену и  - все. Все замолкает. А вот я сейчас смотрю на вас и  понимаю:  это  приятный загар, хороший костюм. Кстати, обувь отлично подобранная. Я понимаю, что, как же так? Вы, такой вкусный, настоящий театральный актер, продались этому шоу-бизнесу, этим сериалам и так далее и тому подобное?

КЛЮЕВ: Ой, что ни сделаешь за деньги!

ТИХОМИРОВ: Вы знаете, я готов, но никто не дает. И все-таки скажите, для вас это был какой-то определенный слом, когда вдруг пришлось переходить из состояния, скажем так…. Вы были, как человек в ракушке, по большому счету. Потому что, я  говорю, вас вся театральная Москва знала и на вас ходили . И вдруг вы решили, скажем так, удариться во все тяжкие. Простите.

КЛЮЕВ: Знаете, во-первых, как бы я  считаю, что артист должен работать постоянно. Как пианист играет гаммы, так и артист должен работать. Да, жизнь изменилась, да, многое в нашей жизни изменилось, и можно встать было в позу и  сказать, что, нет, это дурновкусие. Но надо жить. И у меня другой профессии нет. Если бы я еще тихонечко шил где-нибудь, то это было бы другое дело. Я другого ничего не умею. Это я умею делать. Поэтому я совершенно спокойно отнесся к этому повороту.

БАТИНОВА: Вы говорите о сериале "Воронины"?

КЛЮЕВ: Я говорю просто о телевидении, которое есть на сегодняшний день и в котором мы снимаемся. Да, это иногда не совсем интересная тема, иногда это не совсем интересная литература. Но я повторяю, что я артист, я должен жить и зарабатывать себе на жизнь. Я не считаю это зазорным.  Мой девиз всегда только один: нужно постараться сделать все максимально хорошо

ТИХОМИРОВ: Нет, там вы очень интересный, в сериале. Я просто иногда смотрю только из-за вас его.

КЛЮЕВ: Спасибо.

ТИХОМИРОВ: Еще один вопрос, который меня волновал долгие годы. Конечно, я понимаю, что вас  постоянно мучают по поводу роли Трианона в "ТАСС уполномочен заявить", по поводу вот этих всех…

БАТИНОВА: Рошфора, д'Артаньяна.

ТИХОМИРОВ: Брата Шерлока Холмса, но у меня возникает, знаете, какой один вопрос. Я понимаю, что, действительно, после "ТАСС уполномочен заявить" у вас была, видимо,  феерическая просто популярность.

КЛЮЕВ: Да.

ТИХОМИРОВ: Вопрос возникает другой. Вы все-таки работали в Малом театре, где актеры  были немедийные. Вот в Театре Сатиры актеры снимались в "Кабачке  "13 стульев" и так далее и тому подобное. И я думаю, что для корифеев этого театра это было очень больно, когда вдруг актер из второго  ряда стал популярен? Вот как  они пережили это?      

КЛЮЕВ: Маленький эпизод могу рассказать. Гастроли в городе Алма-Ате. Нас пригласили в университет. Зал переполнен, висят на люстрах. В первом ряду на сцене сидят народные артисты СССР.

ТИХОМИРОВ: Это Бабочкин, Царев.

КЛЮЕВ: Убеленные сединами Гоголева, Нифонтова с орденами, с медалями. И  там, значит, дальше уже мы. И вот называют: такой-то, такая-то. Зал аплодируют.   Такой-то такой.  - Аплодируют. Старики встают, кланяются. Наконец, переходят ко второму ряду.

ТИХОМИРОВ: Ко второму составу, скажем так.

КЛЮЕВ: И говорят: такой-то, такой-то. Борис Клюев. И вдруг происходит такое: "А-а-а!" Долго-долго! Весь первый ряд оборачивается на меня. Кто это, что это такое? Почему не знаем? Вот это была реакция стариков на вот такую популярность.

ТИХОМИРОВ: А что-нибудь подсыпали? Битое стекло в ботинки, как Волочковой?

КЛЮЕВ: Ну, нет. Пусть она рассказывает  эти сказки.  Ну, конечно, наверняка это все существует.  Но обязательно это есть, это существует. Но не это жизнь театра.

ТИХОМИРОВ: Я знаю, что не это. Тем более, вашего театра.

КЛЮЕВ:  Конечно. Совсем другое.

ТИХОМИРОВ: Кстати, а почему вы до сих пор в Малом театре? Нет, это хороший театр. Мы, кстати, постоянно  разыгрываем у нас на эфире билеты в ваш  театр. И люди бьются за это, представляете? Плачут. И говорят: нет, дайте нам билет в Малый театр. Ведь с вашей, скажем так, медийной поддержкой, я думаю,  что и  МХАТ, наверное, подкатывал и другие театры?

КЛЮЕВ: Да, конечно. Было. Я ведь 10 лет в театре не играл.

ТИХОМИРОВ: А что такое?

КЛЮЕВ: Нет, это бывает такая ситуация, когда меняется руководство, когда приходил новый  главный режиссер, приводил других актеров.

ТИХОМИРОВ: О, как у вас там все то же!

КЛЮЕВ: Да,  это все непросто. К этому нужно  относиться нормально. Вот. И  была такая ситуация, когда Олег Николаевич через Смоктуновского Иннокентия Михайловича предложил мне перейти в Художественный театр. Я три дня подумал и сказал "нет", и оказался прав.

ТИХОМИРОВ: Почему?

КЛЮЕВ: Дело все в том, что это мой театр, я другого не знаю. Я 43 года работаю в Малом театре. Меня знают все, понимаете? От уборщика туалета до химчистки. Меня все знают, меня все  любят, я со всеми  здороваюсь, все здороваются со мной. Это мой дом. Да, в этот момент мне было непросто. Но это надо пережить.

ТИХОМИРОВ: То есть как в нашей стране бывает непросто,  не надо бежать.

КЛЮЕВ: Конечно. Нет, это даже нет разговора, я слишком патриот своей страны, никогда  и никуда. Я  люблю это. Вы знаете, я приезжаю в любую страну мира, я больше  месяца не выдерживаю. Я в Китае снимался полгода, я думал, я с ума сойду.

ТИХОМИРОВ: А что вы там делали? А что вы там снимали?

КЛЮЕВ: Снимали первый китайский детектив.

ТИХОМИРОВ: Китайский детектив!

КЛЮЕВ: Да, да, китайский  детектив. И там нужна была роль генерала Лазотова, русского генерала. И  выбрали меня.

ТИХОМИРОВ: И как с китайскими актерами?

КЛЮЕВ: Ну, это им было со мной тяжело, бедным!

ТИХОМИРОВ: Да, характер у вас тоже, как говорится, известный.

КЛЮЕВ: Потому что там сразу пять человек убрали.

БАТИНОВА: Куда?

КЛЮЕВ: Сняли с ролей.

ТИХОМИРОВ: За что?

КЛЮЕВ: Когда меня режиссер увидел (он же не видел меня всего), когда он увидел мои габариты, и он понял, что…

ТИХОМИРОВ:  Ну, что же такое будет? Кукольный театр какой-то.

КЛЮЕВ: А китайцы очень самолюбивы. И поэтому тут же были повыше.

ТИХОМИРОВ: Найдены актеры, которые повыше.

КЛЮЕВ: Потом там тоже было очень интересно, когда мы начали снимать только в первые дни, и потом пришел материал, и ко мне приехало руководство и сказало: "Мы вас очень благодарим, потому что такого уровня артиста среди нас не было.  Более того, мы теперь видим, как наши коллеги и ваши коллеги, наши китайские актеры начинают подтягиваться. Поэтому огромное вам большое спасибо".

БАТИНОВА: А, правда, что вы в детстве, в юности стеснялись своего роста и сутулились?

КЛЮЕВ: Ужасно.

 БАТИНОВА: Правда? А как перебороли?

КЛЮЕВ:  Ну, а во дворе, знаете, как кричали: "Бей длинного!" Это же все было.   

БАТИНОВА: А я читала, что, наоборот, у вас была кличка "Римлянин".

КЛЮЕВ: Это попозже.

ТИХОМИРОВ: Кстати, Борис, по поводу вашего носа возникает сразу вопрос: откуда, где вы заработали его на наших русских просторах?

КЛЮЕВ: Во-первых, как бы понятие "порода" еще никто не отменял, между прочим. Это совершенно точно. И поэтому, знаете, "простак курносый" это не значит, что это именно  русский человеку. Вы посмотрите, у нас были очень красивые лица.

ТИХОМИРОВ: Вообще, да.

КЛЮЕВ: Вообще я вам  рекомендую иногда, время от времени смотреть старые фильмы, еще довоенные. Потому что там играли актеры того поколения - совершенно другие лица. Абсолютно другие лица.

ТИХОМИРОВ: А, самое удивительное, когда я вижу фотографии дореволюционные, у меня ощущение, что как будто страна вообще изменилась.

КЛЮЕВ: Абсолютно.

ТИХОМИРОВ: То есть я вижу лица, я даже смотрю фотографии…

БАТИНОВА: А с чем вы это связываете? Это что, может быть теперь другой кастинг и другие люди интересны обществу?

КЛЮЕВ: Да нет, просто генофонд изменился.

БАТИНОВА: Смешение?

КЛЮЕВ: Конечно. Это совершенно ясно. Но вы знаете, вот он начинает возрождаться. Я вам совершенно точно говорю. Я  ведь все-таки со студентами занимаюсь, преподаю. И я вижу, что лучше становятся. Лучше становятся девочки, лучше становятся мальчики. Девочки быстрее.

ТИХОМИРОВ: Но они быстрее и  созревают.

КЛЮЕВ: Породистые! Ноги! Все, что нужно, все есть. И поэтому я, например… Это, знаете, ведь очень интересная вещь. Вот лошади…

ТИХОМИРОВ: Хорошее сравнение!

КЛЮЕВ: А у нас ведь порода только у лошадей и собак. До этого как бы до человека не доходили. Вот лошади, их вывели в этом состоянии, и они вот такие вот красавцы носятся. Но когда лошадей отпускают, они вновь становятся дикими, вы знаете,  они опускаются.

БАТИНОВА: Ниже становятся.

ТИХОМИРОВ: Да, да, точно!

КЛЮЕВ: Да, да, как лошадь Пржевальского. Они потом маленькими  становятся, то есть уходит порода. А вот здесь получается наоборот. Вот генофонд убивали, а потом он опять вырастает. Он вырастает в детях, другие лица, другие фигуры, другое ощущение мира.

БАТИНОВА: Здорово!

КЛЮЕВ: Сейчас самые красивые женщины. Вот иду я по  Нью-Йорку: русская! Это сразу.

БАТИНОВА: Да, сразу?

КЛЮЕВ: Да, это без разговору.

БАТИНОВА: А я, знаете, подумала, что вы сказали, что 10 лет не играли в театре, и  я подумала: а тогда вы,  наверное, снимались в кино.  И что вам больше нравится, сниматься в кино или в театре играть?

КЛЮЕВ: Нет, я актер театра.

БАТИНОВА: Или нельзя сравнить?

КЛЮЕВ: Нет, сравнивать можно. Можно все сравнивать. Но я актер  театра, для меня на первом месте театр. Но, безусловно, любой актер, он должен быть популярным, а кино дает популярность.

ТИХОМИРОВ: Да, это точно. Борис Владимирович, еще  один вопрос. Я понимаю, что, может быть, некорректный. Вы знаете, очень многие актеры вашего поколения сейчас стали востребованными. На самом деле, меня это очень  радует, потому что вдруг открылось какое-то второе или третье дыхание. И они  работают на износ. И я в этот момент всегда вспоминаю судьбу Виталия Соломина, который был на коне и который, к сожалению, сгорел только из-за того, что он  так себя растрачивал. А можно ли  вот так вот работать, тем более, когда уже за плечами есть какой-то груз и ответственность, забота и все-таки  - здоровье?

КЛЮЕВ: Мой ответ: нужно. Нужно так работать, иначе ничего не добьешься. Вот это, знаете,  понятие… Мы с Виталием встречаемся (царствие ему небесное) в коридоре Малого  театра, и он говорит: " Слушай, - говорит, -  наверное, надо уже сдерживать себя". Я говорю: "Да, наверное. И ты знаешь, - говорю, - я стал уставать, чего за мной раньше никогда не водилось". И вот мы так  разошлись. И опять каждый понесся. Я,  например, себя плохо чувствую, если я отдыхаю.

БАТИНОВА: А вам приходится отдыхать? То есть отпуск у вас есть?

КЛЮЕВ: Да, иногда приходится. В отпуске я работаю, конечно. Но у меня отдых - это сон.  Я сплю.

ТИХОМИРОВ: Это самый лучший  - сон.

КЛЮЕВ:  Вот это самое лучшее, что есть. Но как только я выспался, у меня все начинает чесаться.  И, более того, я как-то начинаю  себя чувствовать плохо, я  начинаю искать… Нужно чем-то заниматься. Как только я начинаю: это - туда, туда-сюда, господи, и как-то замечательно я начинаю себя чувствовать.

ТИХОМИРОВ: Борис Владимирович, скажите, а ваша жена, супруга, она как относится к тому, что вы любите иногда поспать побольше, чем положено?

КЛЮЕВ: Она все это прекрасно понимает.

ТИХОМИРОВ: Вы знаете, некоторые женщины понимают, но все равно говорят: "Вставай, вставай! Пойдем кофе пить".

КЛЮЕВ: Вы знаете, у нас это не принято. Можно нарваться на грубость.

ТИХОМИРОВ:  Прекрасный ответ!

БАТИНОВА: А вы жесткий, да, в семье человек?

КЛЮЕВ: Ну, иногда могу.

ТИХОМИРОВ: Можно еще один вопрос? Это лично абсолютно.  Скажите, пожалуйста, вот когда снимался фильм "ТАСС уполномочен заявить" и когда вы умерли от яда, вот человек, который потом изображал вашего героя, это вы были сами или все-таки действительно это был актер, которого загримировали?

КЛЮЕВ: Нет, это я был сам.

ТИХОМИРОВ: Да ладно! Серьезно?

КЛЮЕВ: Да, это меня уродовали под другого.

ТИХОМИРОВ: Вы чего, серьезно?

КЛЮЕВ: Да. И материал по дням съемочным был больше у дублера, чем у меня.

ТИХОМИРОВ: То есть вы играли самого себя, но это…

КЛЮЕВ: Да.

БАТИНОВА:  Как интересно!

ТИХОМИРОВ: Но вам платили, по крайней мере,  гонорар, как актеру, который играет роль…

КЛЮЕВ: Самого себя. Конечно.

БАТИНОВА: А какие последние работы вам очень нравятся, которыми вы гордитесь?

КЛЮЕВ: Ну, я человек очень строгий по отношению к себе, поэтому мне редко что нравится. Но вот я сейчас посмотрел несколько серий "Дом образцового содержания" (это картина, которая была снята три года назад) и, вы знаете,  мне понравилось то, что я сделал. Большая такая, серьезная работа. Я весь фильм не видел, к сожалению, но как-то так… Не знаю, но мне понравилась. Такая профессиональная работа.

БАТИНОВА: Борис Владимирович, а вот вы часто тоже бываете с  гастролями же, ездите по разным городам с театром. И просто вот интересно узнать, как там развивается театр, что происходит вообще.

ТИХОМИРОВ: И вообще развивается ли он там?

БАТИНОВА: Вы знаете, театр всегда развивался очень сложно. Ведь это же культура. На культуру денег, как всегда, нет.

ТИХОМИРОВ: А скоро вообще не будет. Вот мне только что сообщили.

КЛЮЕВ: Да, да. Ну, конечно, театр не умрет, он будет выживать, он будет принимать новые формы, придут другие люди, может быть, менее творческие, но более смекалистые. Радостно то, что люди ходят в театр. Вот это важно. И очень много молодежи. Вот это тоже очень здорово. Но, к сожалению, сейчас театр  испытывает болезнь. Сейчас  нет пьес.

ТИХОМИРОВ:  А что это за болезнь?

КЛЮЕВ: Должны быть пьесы. Без пьес, без драматургии не может быть театра.

ТИХОМИРОВ: Это точно, да.

КЛЮЕВ:  И поэтому сейчас проблема с этим.  Но, слава богу, в Малом театре есть дедушка Островский, который сидит памятником перед нами.

ТИХОМИРОВ: Как это не парадоксально, но, оказывается, хорошо писал.

КЛЮЕВ: В этом все и дело.

ТИХОМИРОВ: Да.

КЛЮЕВ: Я играю в спектакле "На  всякого мудреца довольно простоты". И многие просто люди приходят и говорят: "Да не может быть, чтобы об этом было написано 150 лет назад".

ТИХОМИРОВ: А он писал!

КЛЮЕВ: До такой степени  все это современно. А он, тем не менее, писал. И вот поэтому как бы Малый  театр в более выгодном положении, мы ставим классику, потому что мы все-таки - Русский национальный театр. И нам легче.

ТИХОМИРОВ: Он же императорский был вообще.

КЛЮЕВ: Да, и императорский. Но, слава богу, это все осталось, конечно.

ТИХОМИРОВ: Императора только нет, жалко!

 КЛЮЕВ:  Да!

ТИХОМИРОВ: А то он был бы спонсор просто хороший. Кстати, еще  раз возвращаясь к  "ТАСС уполномочен заявить",  я совсем недавно, совершенно случайно вдруг увидел отрывок из этого сериала, просто по какому-то каналу шел, меня поразили там несколько вещей. Во-первых, конечно, меня еще раз удивил Юлиан Семенов, потому что у него, конечно, очень необычный язык, и он вкладывал в уста героям такие крамольные мысли, я думал, как это возможно было? Там 80-ые  годы, по-моему?

КЛЮЕВ: Да.

ТИХОМИРОВ: Во-вторых, меня удивил очень Вахтанг Кикабидзе, который оказался изумительный актер. И самое главное не в этом. Меня вообще удивила, скажем  так, атмосфера этого фильма. Ощущение, что снимался какой-то большой анекдот, но почему-то смотрится серьезно. А вообще вот какое было ощущение на съемочной площадке, и видели ли вы самого Юлиана Семенова?

КЛЮЕВ: Ну, как? Конечно.

ТИХОМИРОВ: И  вообще что он был за человек? Потому что в последнее время о нем сложилось столько мифов и легенд!

КЛЮЕВ: Я, к сожалению, не могу, я не до такой степени осведомлен, поэтому я не могу ничего о нем говорить. Конечно, на тот момент он был благополучным  человеком, он был богатым человеком, он много ездил, он много видел, он был абсолютно самодостаточным человеком. Он производил впечатление мужчины, который мог и много выпить, и, если нужно, и врезать хорошо.

ТИХОМИРОВ: О, даже так?

КЛЮЕВ: Да, даже так. Он производил впечатление благополучного человека.

ТИХОМИРОВ: Но скажем  так, к актерам относился он как? Как к тем людям, которые марионетки, которые должны сыграть хорошо то, что он написал?

КЛЮЕВ: Актер -  это, прежде всего, человек. И поэтому он тоже своего рода психолог.  Он же тоже видит, с кем он имеет дело. Он же прекрасно понимает, что с одним человеком можно так вести, а с другим человеком - по-другому. Поэтому он все прекрасно понимал.

ТИХОМИРОВ: Но вас он утвердил на роль Трианона вообще?

КЛЮЕВ: Но меня-то не он утверждал.

ТИХОМИРОВ: Режиссер, я понимаю.

КЛЮЕВ: А утверждал Комитет  государственной безопасности. Это же был заказ Андропова.

ТИХОМИРОВ: Подождите! То есть, как? Что, лично Андропов сказал: "Ну, да, вот это враг!"  

КЛЮЕВ: Нет, я не думаю. Но я знаю, что он курировал. Уже уйдя в  ЦК, он курировал эту картину, он сказал, что  нужно сделать картину, чтобы показать, что чекисты не зря едят хлеб. Вот эти были его слова напутственные. И Юлиану Семенову были предоставлены вот эти материалы, которые должны были, в общем,  отлежаться несколько лет.

ТИХОМИРОВ: То есть прям по свежим следам все было?

КЛЮЕВ: А это по свежим следам  все  было сделано. Более того, они даже были не очень удовлетворены им. Сказали, что так несколько поверхностно. Вот.  Поэтому они курировали, очень внимательно следили, на съемках постоянно присутствовали консультанты и говорили: этого  нельзя делать, это можно.

БАТИНОВА: Ничего себе!

КЛЮЕВ: Это совсем не так все просто.

ТИХОМИРОВ: А скажите, вас научили каким-то шпионским трюкам? Если у вас рядом консультанты все время? Или,  по крайней мере…

КЛЮЕВ: Нет, меня ничему не научили, понимая,  наверное, что шпион уже из меня не получится.

БАТИНОВА: Борис Владимирович, вот вопрос от  Второй Тещи на форуме: "Видела господина Клюева в Малом: Молчалин "Горе от ума" и кино - шпион Трианон и какой-то повеса в фильме "Гений". И сложилась устойчивая ассоциация с  "плохишами".  Вопрос гостю:  вам доставались, как актеру, роль положительного героя?"

КЛЮЕВ: Очень мало. Но такой разброс : "Горе от ума", "ТАСС  уполномочен заявить" и "Гений"   - это, конечно….

ТИХОМИРОВ: Но там-то вообще сыграли просто, не знаю, апологета гомосексуальной жизни. Простите, конечно. Никакой рекламы!

КЛЮЕВ: Да, да, Я понимаю. Но самое интересное, что именно за этот фильм я получил единственную киношную премию - "Приз зрительских  симпатий".

ТИХОМИРОВ: Даже боюсь спросить, кто эти зрители?

БАТИНОВА: Ничего себе!  Было очень убедительно.

КЛЮЕВ: Нет, это было достаточно смешно. И я просто помню, как был просмотр в  Доме кино, и как зал смеялся над тем, что я делал. Это было очень здорово. Но это  разные вещи совершенно, потому что, понимаете, я  был очень недоволен своей работой в "Горе от ума ", я очень нервничал.

ТИХОМИРОВ: Почему?

КЛЮЕВ: Потому что мне казалось,  что я недостаточно хорошо все это делаю. А вдруг сейчас оказалось, что это классика, этот спектакль. Показывают детям. Водят и показывают. Вот так, вот это "Горе от ума". Царев, Нелли Корниенко, Роман Филиппов, Виталий Соломин, я. Вот, оказывается, мы теперь и классика.

ТИХОМИРОВ: Ну, это отлично, это хорошо.

БАТИНОВА: Кстати, наши  слушатели поздравляют вас с прошедшим днем рождения. 13 числа  у вас  был.

КЛЮЕВ: Спасибо большое.

ТИХОМИРОВ: Число такое очень счастливое.

БАТИНОВА: Да, а это число счастливое для вас или вы так, не очень любите этот день?

КЛЮЕВ: Я не знаю.  

БАТИНОВА: Хорошо, вы можете не говорить.

ТИХОМИРОВ: Кстати, вы знаете, когда я вас впервые увидел на телеэкране давным-давно, вы знаете, у меня было такое детство очень впечатлительное, я до сих пор не могу забыть актера, который играл в фильме "Маскарад" - Николай  Мордвинов. И когда я вас увидел, думаю, вы родственник, может быть или, может быть, внебрачный сын, еще что-то? Вас никогда не сравнивали? Вообще я понимаю, что сравнивать актеров это такое неблагодарное дело!

КЛЮЕВ: Вы знаете, ни разу.  С Мордвиновым ни разу.  

ТИХОМИРОВ: Хотя вот что-то было такое! Может быть, по внутренней мощи, еще что-то.

КЛЮЕВ: Может быть, да. Нет, ни разу. Когда я был молодой, меня сравнивали с Витторио Гассманом, знаменитым итальянским актером.

ТИХОМИРОВ: О! А, кстати, никогда не предлагали вот вам, например, иностранных контрактов в советское время? Я понимаю, что сейчас вы… Понятно, шутка не прошла.

КЛЮЕВ: Я вам могу рассказать просто историю. Я снимался в  то время на "Ленфильме" "Жизнь Берлиоза",  такая картина была. И я играл Вагнера. И там было три советских актера: Левтова Марина, Боря Плотников, и я. И вот я играл Вагнера. И играл во французском  фильме с французскими актерами. Тем более, там какой-то был в то время знаменитый актер, который сыграл молодого Наполеона, и у  нас все сцены с  ним. Но я так посмотрел, у него нос с горбинкой, думаю, ну, у меня тоже, слава богу. Все, порода есть, все хорошо. Но я думаю, да  его порву, всех! И мы стали играть. А мы играли: я на русском, он  на французском. И вдруг наступил такой момент, когда у  него глазки так забегали. Он понял, что я его переигрываю.

ТИХОМИРОВ: А что, есть вот такое внутреннее иногда ощущение?

КЛЮЕВ: Да, конечно! Конечно, обязательно есть.       

БАТИНОВА: Ты же чувствуешь партнера или не чувствуешь.

КЛЮЕВ: И потом получилась такая ситуация. Резко изменилось отношение французской группы ко мне. И потом мне предложил режиссер Жак Требуда сниматься, он должен был снимать 10-серийную картину о Шопене на Втором канале французском. Вот. И вдруг я, глядя в его честные французские глаза, я понял, что он даже не понимает о том, что меня никто никогда не выпустит из Советского Союза. А это ведь могло бы, в принципе, поменять бы… Я подумал, что, да, Шопен… Я так, наверное, мог бы это все сделать. И, более того, второй режиссер, когда потом приехали и снимали  "Грейт Питер" на студии Горького, она мне говорит (встретила меня): "Почему ты отказался?" Я говорю: "Как? Я, -  говорю, -  не  отказался. Более того, я готовился, я написал речь для выступления". Потому что мне там должны были что-то вручить. На французском языке. Я ее вызубрил. Я купил новый костюм, я  купил зонт, я готовился к поездке. "Нет, -  говорит, - нам в "Госкино" сказали: "Артист Клюев в эти сроки выехать не может ". Вот так все просто  решалось.

ТИХОМИРОВ: А, кстати, Борис Владимирович, как вы относитесь к тому, что в последнее время опять такой интерес к русской культуре? И  вот сейчас Жирар Депардье практически на свои деньги снял сериал, где в  главной роли  Гришки Распутина? Вот ваше отношение к тому, что иногда вот французской рукой залезают в наш исторический, скажем так, пазух, запазух полушубка?

КЛЮЕВ: Во-первых, это хорошо. Это значит уважают.

ТИХОМИРОВ: Это точно!

КЛЮЕВ: Это значит интересуются нашей культурой. А, второе, я вам скажу, что вот это соревнование, вот если бы я бы снимался с Депардье…

БАТИНОВА: А это был бы классный дуэт!

КЛЮЕВ: Я бы ему ни за что бы не уступил. И это всегда  рождает очень интересный результат. Результат  рождает.

БАТИНОВА: Это правда.

КЛЮЕВ: Потому что там уже включается не только мастерство, а, простите меня, ну, пусть, конечно, он, может быть, миллионер, он гораздо больше меня,  но я актер. У меня есть мое самолюбие человеческое, и я не уступлю. За Родину, за матушку, да я все сделаю, чтобы его переиграть.

БАТИНОВА: Здорово! Это зритель всегда видит, потому что это именно кураж.

КЛЮЕВ: Конечно, кураж. А искусство и рождается на кураже.

ТИХОМИРОВ: Так почему у нас такое искусство сейчас? Когда я хожу в театр, я первый акт сплю вообще всегда. Просто крепкий здоровый сон. И только во втором акте, может  быть, если кто-то вдруг  разыграется, думаю: а, ну, ладно, ничего!  Пойду за кулисы или не пойду за кулисы?

КЛЮЕВ: Ходите в Малый театр, что я могу сказать. Я гарантирую, что вы там не заснете в первом акте. Это же все зависит  от режиссера и от режиссера-постановщика.  Вот эта  вот "розовая революция", которая произошла и перевернула нашу страну,  она, к сожалению, за это время не дала ни одной пьесы, ни  одного  режиссера, ни одного Товстоногова, никого. Их  нет! Ни Охлопкова, ни Гончарова, их пока не  родилось, понимаете? У нас есть вот Петр Наумович Фоменко, дай бог ему здоровья, мы на него равняемся. Но  оно не  родилось.

ТИХОМИРОВ: Я просто догадываюсь, как вам постоянно ездят по ушам одними и теми же вопросами. И все-таки по поводу Шерлока Холмса. Вот когда вы согласились на эту роль, вообще вы думали, что будет такая ажитация по поводу этого сериала (теперь уже можно назвать сериалом)? И скажите, второе, зачем вы потом влезли в продолжение такое не очень удачное, когда вдруг решили поменять немножко формат? Вы же снимались?

КЛЮЕВ: Нет, я не снимался.

ТИХОМИРОВ: Слава тебе,  господи! А мне почему-то казалось, что вы тоже там принимали участие в этом кордебалете. Вот вы думали, что это  будет  действительно такой просто фурор?

КЛЮЕВ: Да нет, конечно, никогда не знаешь, что будет.

ТИХОМИРОВ: Вот я как раз об этом, да.

КЛЮЕВ: Я маленькую историческую справку вам расскажу. Идет Хохряков Виктор, актер из старой плеяды, он народный артист СССР был, Самойлов Евгений, Бабочкин, они ровесники, они все как бы в Питере начинали. Он мне сам рассказывал: "Я иду по Невскому, и идет Боря Бабочкин ко мне навстречу. Я говорю: "Боря, как дела?" Он говорит: "Да, ну, какой-то сейчас  детектив снимает! Зачем я в это ввязался?" И через полгода завод Путиловский: "Все идем на Чапаева!" Понимаете? Угадать что-либо невозможно. Просто невозможно. Ты снимаешься, иногда бывает так, что вообще даже не думаешь об этом, а что-то получается  совершенно другое. Или ты очень много ставишь на это и проигрываешь. Искусство - это такая вещь, в которой практически что-либо, будущее предугадать невозможно.

ТИХОМИРОВ: Да и жизнь, в принципе, точно так  же.

КЛЮЕВ: Да.

ТИХОМИРОВ: А скажите, а как вы угадали вот так с  женой, например?

КЛЮЕВ: Ну, эту тему я касаться не буду.

ТИХОМИРОВ: Я знаю. Но я просто, знаете,  по Фрейду выскочил вопрос.

КЛЮЕВ: У меня большой опыт.

БАТИНОВА: А, да!  Я тоже, кстати, хотела спросить у вас. Потому что с вашим обаянием, внешностью, с вашим голосом, наверное, к вам часто обращаются за советами или, может  быть, в отношениях с противоположным полом?

КЛЮЕВ: Я советы не даю.

ТИХОМИРОВ: Это слишком дорого стоит, да?

КЛЮЕВ:  Я считаю, что просто это дело очень личное.  Но, в принципе, конечно, почему должна быть преемственность отца и сына, это обязательно должно быть. Потому что все-таки мужчина обязан подсказать своему сыну то, что никакая женщина никогда не подскажет. Вот это совершенно точно.

ТИХОМИРОВ: Да. Понятно. Видимо, это будет за кадром.

БАТИНОВА: Можно еще вопрос? Просто здесь мама Карина из Самары написала и  просит, чтобы вы ей  ответили, если это возможно. Ее дочь поступала в театральный в  Москве, не получилось у нее.  Она не знает, что ей  посоветовать. И так как дочь говорит, что без театра не может … И спрашивает тоже ваше мнение, что сделать и как?

КЛЮЕВ:  Нужно стремиться к этому. Не получилось? Ну, бывает, не получилось. Сейчас, если ее интересует  театр, я бы советовал пойти  работать в театр кем угодно, но быть просто вот в этой атмосфере театра, и готовиться. И надо больше читать мемуарной литературы. Там практически все известные актрисы с первого раза никогда не поступали.

ТИХОМИРОВ: То есть не успокаиваться, да?

КЛЮЕВ: Успокаиваться не нужно.  Наоборот, нужно все время  работать, работать и верить в себя. Нужно быть уверенным в себе. А уверенность - это тот труд, который ты вкладываешь даже в подготовку. Тогда ты будешь свободен.

БАТИНОВА: Это правда. Спасибо.

ТИХОМИРОВ: Ну, а все-таки, вот вы представляете себе, когда вам было  12-13 лет, что вы станете известным, маститым актером, на которого будут ходить, перед которым будут преклоняться?

КЛЮЕВ: Я всегда этого хотел. Я в 12 лет мысленно уже ездил за рулем автомобиля. Я был точно убежден, что у меня будет автомобиль. Хотя в то время  (я вырос ведь в послевоенное время ), тогда вообще этого ничего не  было.  Я верил, я знал, что это будет.

ТИХОМИРОВ: Я понял. Борис, спасибо большое, что пришли. Успехов вам и больших  новых ролей.

БАТИНОВА: Спасибо вам огромное.

КЛЮЕВ:  И вам здоровья. Всего доброго. Спасибо

Валенки. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Доктор Хаос
  • Естественный отбор
  • Любимец публики
  • НИИ им. Батиновой и Тихомирова
  • Толковый словарь

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация