Картины из коллекции князей Барятинских будут восстанавливать
В Государственном научно-исследовательском институте реставрации восстанавливают картины из Курского краеведческого музея. Четыре полотна из коллекции князей Барятинских были эвакуированы с приграничных территорий. Юлия Струкова побывала в мастерских.
Полотно "Жатва" итальянца Антонио Бруни – только одно из его произведений для усадьбы Марьино. Владелец усадьбы – Иван Барятинский – в 1821 году пригласил художника создавать росписи и картины для только что построенного дворца.
"Представляет собой удивительной красоты монументальную картину эпохи Бидермайера со всеми признаками этой эпохи – это дети владельца усадьбы на фоне сбора урожая, сам сбор урожая и самое главное и ценное – мы видим изображение дворца в Марьино до перестройки начала 70-х годов XIX столетия", – рассказала ведущий научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ имени Пушкина Любовь Савинская.
Известный дипломат, представляющий интересы России в Лондоне, Мюнхене Иван Барятинский на курских землях построил дом, Усадьбу назвал Марьино – по имени жены. И – стал осуществлять свою мечту – создал богатую живописную коллекцию. Часть полотен приобретал за границей. Как например, вот эти две парные работы – "Пастух" и "Пастушка" конца XVII века. Полотна за время бытования реставрировали не раз – и сейчас с них нужно снять наслоения.
Мария Чуракова, художник-реставратор Государственного научно-исследовательского института реставрации: "Мы стараемся докопаться до автора – понять его состояние сохранности. При исследовании нижнего правого угла картины мы обнаружили авторскую подпись".
Установить имя художника удалось с помощью исследований в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах. У портрета Петра I тоже своя судьба. Он был заказан в 1816 году в Петербурге итальянцу Антонио Виги. Планировалась серия работ для парадной галереи дворца. Каждый из которых стоил баснословных денег – три тысячи рублей.
"Виги на тот момент был самым известным монументалистом петербургским – хотя бы по его работам для Михайловского замка. Эта серия была оформлена в резные золоченые рамы, которые не сохранились", – объяснил ведущий научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ имени Пушкина Любовь Савинская.
Холст портрета в XIX веке пришел в негодность. С него полностью сняли красочный слой и перевели его на другой холст. При этом авторскую живопись серьезно повредили.
Екатерина Алешкина, зав. отделом реставрации станковой масляной живописи Научно-исследовательского института реставрации: "Более 80% авторского изображения было записано. Сейчас мы проводим раскрытие продлинной живописи. На отдельных участках снято три, четыре слоя записей".
Впереди – серьезная исследовательская и реставрационная работа. И это только малая часть картин богатейшей коллекции Курского краеведческого музея, сформированная после национализации из собраний дворянских усадеб. У музея – более 30 филиалов. Один из них в городе Рыльск. Портрет Петра I и картины "Пастух" и "Пастушка" – именно оттуда.
"Все самое ценное, в основном все фонды вывезены сейчас, Рыльск довольно часто обстреливается до сих пор, все находится в безопасности в Курске. Часть вещей находится в Москве у нас", – поделился директор Государственного научно-исследовательского института реставрации Дмитрий Антонов.
Завершить работы по реставрации полотен планируют в следующем году. Искусствоведов ждут новые открытия.