Специальный репортаж Леонида Варебруса Мизансцены вне сцены
Что и говорить, мир тут особый, и чтобы ни говорили, есть в нем какая-та, нет, не тайна, недосказанность. Особенно, когда понимаешь, в какую старину «втяпался».В одной старинной книги, прежде чем решиться «погулять», причем, аккуратно, чтобы не мешать театральному «процессу» вдруг читаю: «в Тверской духовной семинарии действует театр, в котором ставят светские пьесы…Автором одной из них, по преданию, так как название давно пропало, был преподаватель академии Иван Лятошевич. Но в другой рукописи, следы нашлись, это было «Краткое видение декламации высочайшему дню рождения ея Императорского величества, восписанной 1745 году месяца февраля…дня, в присутствии преосвященного Митрофана, архиепископа Тверского и Кашинского от семинарии Тверской в двоих действиях изображенной».
Тут, пожалуй, с историй повременим, уж слишком много прошло лет, да и сам театр, нынешняя его часть, не уничтоженная в войну, «словно воскресла» на остатках старинного тверского гостиного двора. А если вспоминать только последние пьесы, туже «Ведьму» по рассказу А.Чехова праотцам бы совсем поплохело. Весь репертур перечислять не стоит: как и в любом уважающем себя театре, есть все: классика, комедии, музыкальная фейерия «Здравствуйте, я ваша тетя», а еще Горький, Островский, Чехов, Брехт и т.д Без обиды, уважаемы классики, но то, вы вы здесь, на сцене, «виновата» московская барышня и давно уже народная артистка России Вера Ефремова, одновременно, художественный руководитель и главный режиссер театра…
Но везде не успеешь, потому-то мы застали и декорации «Здравствуйте, я ваша тетя», и в пошивочном цехе костюмы для «Слуги двух господ». Конечно, не обошлось без швейной машинки и колокольчика над дверью, а столе, так и хочется сказать, у модельеров театра еще столько эскизов. Часть, от художника по костюмам Ирины Подосенковой. А за кулисами, пока готовился вечерний спектакль, вдруг «застали» целых диспут «по Брехту» между режиссером Валерием Персиковым и народной артисткой России Ириной Андриановой. Пара минут общения и мы друг друга поняли: свои люди, театральные. А за все знакомства, и с осветителями, и с костюмерами, и с актрисами, и даже местным буфетом отдельное спасибо Елене Рагузиной. Уж сложно сказать, правой ли, левой ли руки Веры Андреевны Ефремовой.
Впереди, в марте, обязательно ждите специальную программу: «Артист, не только профессия», и именно из Твери. Да, и спасибо, что разрешили «покрутить» на сцене старинный граммофон с краем уха услышать блистательную певичу московского ресторана «Яръ» Варю Панину…Одно не особо удалось, уж слишком много в театре лестниц и закоулков, вот бы лифт поставить. Но тогда, какая же таинственность уголков и поворотов, неожиданных встреч на лестницах и в гримерках. Но главное, сцена и ее кулисы! Заблудишься, впрочем, голос помрежа выведет из «транса»: «Внимание, прозвучал третий звонок, прошу всех приготовится к началу спектакля». Так что либо угодишь за занавес, либо на боковую лестницу, а лучше всего, прямо в зал. Какое будет действо на самой сцене, пусть останется неизвестным. Мы увидели лишь то, что увидели.