Специальный репортаж Леонида Варебруса Флоренция.115 ноябрей петербургского шедевра
Смотрим старинный православный Храм Рождества Христова и святителя Николая, архитектора Михаила Преображенского в дни освящения церкви в столице Тосканы в ноябре 1903 года, построенной с участием императорской семьи и потомков Демидовых, ставших тут князьями Сан-Донато.
Это, пожалуй, единственная во Флоренции церковь, не имеющая колоколов. Так случилось. Но мемориальный, с затопленного в Тунисе в 1924 году крейсера «Алмаз», есть! Ставший после исхода кораблей Черноморского флота из Крыма в Бизерту, храмовой реликвией! Другая, не менее дорогая для «русских флорентийцев» память – входные ворота из орехового дерева с резными барельефными панелями мастера Ринальди Барбетти с виллы Сан-Донато князей Демидовых. В православной церкви Рождества Христова и Святителя Николая, построенной по проекту архитектора Михаила Преображенского в исторической части Флоренции и освященной ровно 115 лет назад, в ноябре 1903 года. Как это происходило, узнаете из нашего эфира. А уж если совсем повезет, даже посмотрим и минутный фильм, снятый тогда…
Собственно храмов во Флоренции два – нижний и верхний, потому и название у церкви двойное: Рождества Христова и святителя Николая Чудотворца. Схему росписей в них разработал сам Преображенский совместно ос священником Владимиром Левицким, а выполнили их всего за одну зиму, с 1902 на 1903 год. Закладные доски при входе в церковь на двух языках: русском и итальянском: «Милостью Всемогущего Бога, благословением Владыки Антония Митрополита С.-Петербургского, щедротами Благочестивейшего Государя Императора Николая Второго всея Руси и усердием других ревнителей святой веры…совершился сей святой храм во славу Рождества Христова и в честь святителя Николая Чудотворца в лето спасения мира 1903». Такова история.
Гораздо меньше сведений, чем о ходе строительства в Италии и пожертвованиях, сделанных семьей Демидовых, к которым мы вернемся в разговоре с искусствоведом Натальей Чернявской, можно разыскать о ее создателе, архитекторе Михаиле Преображенском. После событий 1917 года в России, автор проекта, будучи изгнан из Императорской академии художеств, сначала возглавлял архитектурное бюро в Наркомпросе, а в последние годы свои годы жизни вел научную работу в Академии материальной культуры в Ленинграде и униженно просил хоть какую-то пенсию, чтобы выжить. Подробности биографии были «озвучены» в одном из первых за 20 лет исследований о творчестве М.Преображенского искусствоведом А.Павловой в ее докладе «Православные храмы М.Т. Преображенского за рубежом. К 150-летию со дня рождения», прочитанном в Москве. В институте искусствознания.
Все до единого церкви, построенные архитектором в России были уничтожены! А вот зарубежные работают до сих пор! В Ницце, Софии, Бухаресте, Ревеле (нынешний Таллинн) и здесь, в Италии. Так что во Флоренции, помня об этом, стараются как можно чаще вспоминать свою историю. Точнее, летопись храма, построенного по образцам московско-ярославских церквей XVII века, но в новом русском стиле, когда при оформлении фасадов использовались элементы древнерусской архитектуры допетровской эпохи. Тут свой «пример», знаменитая церковь на Красной площади Москвы – Покрова на Рву 1555-1561 годов, больше известная как «собор Василия Блаженного». Чтобы не вдаваться в подробности, вспомним и знаменитые аналоги уже именно «русского стиля» , ну, хотя бы «Спас-на- крови» в Петербурге…Это уже 1883-1907 годы…
И еще два слова о «зодчем Российской Академии», как написано о Преображенском на мемориальной доске при входе в храм Рождества…В 1875 году закончил в Москве училище живописи, ваяния и зодчества, затем учеба в Санкт-Петербурге, в Академии художеств и, пенсионерская поездка в Италию. Преображенский уехал, когда в России наступил расцвет «русского стиля» и он, один из самых верных ему архитекторов, в середине пенсионерского срока стал рваться в Россию, чтобы изучать памятники Москвы, Ярославля и Костромы...А закончилось все нищетой! Прежние заслуги новой в России власти оказались не нужны! И какое удивительное сравнение и именно здесь, во Флоренции, где меценатов Демидовых, на средства которых строился не только русский храм, но украшался и самый знаменитый тут собор Святой Марии с цветком, работал приют для престарелых и бесплатная начальная школа для 160 флорентийских мальчишек, помнят до сих пор. Открыт не только памятник Николаю Демидову и мемориальная доска, посвященная Павлу Демидову, но есть площадь Демидофф в сотне метров от старинного «золотого» моста Веккио, герб Демидовых, князей Сан-Донато «выбит» на стене собора Святой Марии, их вторая вилла Пратолино, чаще именуемая «виллой Демидофф», стала достоянием Флоренции. А портрет Петра Демидова, созданный Карлом Брюлловым, выставлен в знаменитой художественной галерее дворца Питти…Что добавить!