Путешествие в Эрмитаж "Натюрморт в искусстве Западной Европы XVI-XIX веков"
Программу "Путешествие в Эрмитаж" ведёт из петербургской студии "Радио России" Анна Всемирнова.
Сегодня для знакомства с эрмитажным собранием мы отправимся в Выборг. Там, в Эрмитажном центре, открыта выставка под названием "Натюрморт в искусстве Западной Европы XVI-XIX веков". Это уже десятая выставка из собрания Эрмитажа в Выборге. За пять лет существования центра здесь были показаны более 2500 произведений искусства из эрмитажной коллекции. И посмотрели их более 200 тысяч человек. Что это были за выставки? "Эпоха Екатерины", "Искусство исламского мира", "Итальянская живопись и скульптура эпохи барокко", "Два века французской элегантности", "Испанское искусство", "Время Николая II", "Искусство кочевников" из археологической коллекции Эрмитажа, "Старинное оружие".
У выборжан есть возможность, не выезжая в Петербург, неторопливо изучать историю мирового искусства в высоких образцах эрмитажного собрания.
Выборг – город туристический. С началом навигации через Выборг в Петербург прибывает большое количество туристов из Финляндии. И первое, что теперь они посещают, – это Эрмитажный центр и традиционно средневековый Выборгский знаменитый замок. Сотрудникам центра запомнился визит трёх дам весьма преклонного возраста. Жительницы Кейптауна, узнав из Интернета, что в Выборге есть центр Эрмитажа, а в самом Эрмитаже в Петербурге эти заядлые путешественницы уже бывали, рискнули на такси, не зная русского языка, отправиться в далёкий Выборг и остались весьма довольны путешествием.
Но с недавнего времени в Эрмитажный центр стали приводить ребятишек детских садов по примеру того, как это происходит в самом Эрмитаже. Рассказывает экскурсовод Елена Пенская.
Е. Пенская: Мне очень хотелось, чтобы дети малого детсадовского возраста тоже начали ходить в музеи. Потому что мы столкнулись с тем, что дети в первый раз приходят сюда и совершенно не умеют себя вести. Бегают, прыгают и витрины трогают. А с раннего возраста мы можем заложить в них культуру поведения, этикет, интерес ребёнка к истории своей страны. Первая выставка, на которую дети пришли, была очень сложной – оружие. Но опять же: вот так жили в старину, носили доспехи, вот такие у них были обычаи. А дальше правила поведения в музее. И всё это не навязчиво, а в виде игры.
Это детишки какого возраста?
Е. Пенская: Четырёх-пяти-шести лет. Это были целые группы. Некоторые воспитатели сами первый раз были в нашем центре. Конечно, им в садах дают элементы рисования. Это важная часть учебной программы. Но здесь они могут на ярком примере увидеть, какие-то секреты. Уже можно детям говорить, что это не просто натюрморт, а это зашифрованное послание. Это как игра. Нужно разгадать, что здесь изображено, что обозначает свеча, ящерка, бабочка. Допустим, на натюрморте можно посчитать краски. Я подумаю, как это лучше сделать. И обязательно детям на дом надо что-то дать. Я собираюсь им дать раскраску "Натюрморт", предложить им её раскрасить и рассказать дома родителям, где они сегодня были.
Выставка "Натюрморт в искусстве Западной Европы XVI-XIX веков" – пиршество для глаз ценителей живописи. Цветы, плоды, дичь, рыба, домашняя утварь – всё, что представляло интерес для голландских и фламандских живописцев, зачинателей натюрморта как самостоятельной ветви станковой живописи.
Причин популярности у натюрморта несколько. И среди них – желание сохранить для глаз летнюю красоту природы на все времена года. Ведь никакого телевидения и Интернета в XVI-XIX веках, где можно было бы окунуться в виртуальное лето, не было. Недаром миланский архиепископ Федерико Борромео (итал., Federico Borromeo), покровитель и заказчик фламандского живописца Яна Брейгеля старшего по прозвищу "Бархатный", одного из создателей жанра цветочного натюрморта, писал о своём восхищении картинами мастера, которые позволяли ему наслаждаться видом цветов даже зимой: "Я услаждаю зрение и даже в воображении ощущаю аромат, когда вижу пусть не живые, а написанные цветы".
Буквальный перевод термина "nature morte" – "мёртвая природа". Но она вовсе не мертва в работах живописцев. Разнообразны натюрморты с накрытыми столами (так называемые "завтраки", "закуски", "десерты") голландских живописцев. Чувствуется, что художники получали удовольствие от изображения даже простой кухонной утвари. Итальянские мастера любили композиции из рыб и морской фауны. Очень яркие натюрморты – с охотничьими трофеями. Мы остановились с куратором выставки Натальей Ивановной Грицай около двух больших полотен художника Франсуа Депорта (Francois Desportes) с охотничьими собаками и дичью. Этого художника считают создателем анималистического жанра во Франции. В 1700 году он получил первый заказ из Версаля и долгие годы работал для Людовика XIV, который называл его "художником своего охотничьего двора". Почти все королевские резиденции были украшены созданными им портретами редких животных королевского зверинца, сценами королевских охот.
Н. Грицай: Да, этот мастер, Франсуа Депорт, был приглашён Людовиком XIV писать собачью свору. И он действительно навострился писать самые настоящие портреты собак, потому что его такое проникновение в психологию зверя и его эмоциональное состояние на этих двух вещах очень хорошо видно.
Первое, с чего начинает юный художник, – перед ним ставят вещь и говорят: натюрморт, азбука, постановочная работа.
Н. Грицай: Натюрморт старых европейских мастеров никогда не был постановочным. Это, скорее, сочинённый натюрморт. Действительно, художники много занимались в натурных студиях, но саму картину они писали по воображению всё-таки. Потому что на картинах они соединяют в букете цветы, которые в разное время года расцветают. Во фруктовом натюрморте также изображаются плоды, которые поспевают в разное время года.
Главный источник их вдохновения – это живая природа. У нас потому и П. Снейерс тут задействован в качестве баннера. Натюрморт чисто декоративным всё же не был, он нёс определённые идеи. Это или идея, которая была очень распространена, "vanitas" – бренности всего земного, ценности, вместе с тем, жизни и продолжения её в вечности.
Сегодня, конечно, зритель должен уметь читать натюрморт? В нём многое зашифровано.
Н. Грицай: Но не нужно думать, что тут прямо каждый предмет несёт некое символическое значение. В контексте всё только рассматривается. Но всё же, конечно, он глубокое содержание нередко имеет. Композиция сама, конечно, толкала художника к идее. Итальянцы больше любили чисто декоративные качества вещей, и они украшали натюрмортами интерьеры очень часто. И это можно как раз здесь видеть, такие примеры. А что касается голландцев, кстати, один голландский натюрморт в этом зале есть – Яна ван Хейсума, и он имеет такое дидактическое содержание. Как растения, находящиеся в полном цвету, сочетаются с уже идущими к увяданию. И идея "ванитас", бренности всего земного, очень ощущается в ней. Но здесь есть бабочка. Это символ человеческой души и вместе с тем это символ воскресения души к вечной жизни. Так что здесь, хотя и мрачный пейзаж, и сам натюрморт мрачноват, вот он наводит и на такие мысли и вместе с тем поднимает дух человека. Кстати, первый зал начинается с Франции, представлено несколько вещей XVIII века, а преимущественно XIX века. Это интересно тем, что там эти мотивы, которые вырабатываются в XVII веке, в первый период расцвета натюрморта, который ещё называют "золотым веком" натюрморта, обыгрываются очень своеобразно и интересно. А вообще здесь всё разбито по странам. Много очень предметов прикладного искусства.
Да, натюрморт с ними очень связан.
Н. Грицай: Естественно.
Произведения прикладного искусства для выставки подбирались так, что, с одной стороны, их можно найти на картинах. Они же показывают самые разнообразные темы натюрморта в разных видах художественного ремесла Европы XVII-XIX веков. Например, изображение так называемых "накрытых столов". Голландцы использовали это в росписи фаянсовых тарелок, где часто изображались селёдки, без которых немыслима трапеза в Голландии. А немецкие ткачи помещали изображение накрытых столов в центр льняных скатертей, например. И фон для пирушки готов.
В одном из залов всех сразу привлекает большой капустный кочан совершенно натурального вида.
Рассказывает хранитель Людмила Шатилова.
Л. Шатилова: Это для XVIII века, почти как название "радость для глаз – пища для ума", так называемые "предметы обманки". Издалека можно подумать, что это настоящий капустный кочан, но опять же, поскольку XVIII век был практическим веком, любую вещь можно было использовать по назначению. На самом деле это старинная миска, которая состоит из трёх частей: поддон, сама миска и сверху крышка. То есть, её можно было использовать для какого-то блюда, но в то же время, как и тему для разговора. То есть, гости могли обсудить эту вещь, она открывается.
Значит, тогда к этой миске ещё должны были быть…
Л. Шатилова: Это был сервиз. К сожалению, от него остался один предмет. Такие сервизы называли охотничьими. В его украшениях использовалась битая дичь и связки каких-то плодов, и отдельные какие-то плоды или фрукты. То есть, они были довольно распространены.
Ещё есть замечательный экспонат.
Л. Шатилова: Это миска, тоже функциональная посуда. Верх – в виде самой птицы хвостом. Это снимается, это её крышка, а внизу миска, которую можно использовать, как угодно. Чаще всего такие миски использовались для паштета.
Я успела посмотреть книгу отзывов, и какой-то ребёнок написал, что на него неизгладимое впечатление произвели седло и стек.
Л. Шатилова: Если посмотреть на картину, которая находится напротив, это "Мастерская Вулкана", там на переднем плане разложены всякие охотничьи и военные доспехи. Среди них есть сёдла. И вот седло, которое стоит на переднем плане, точно такой же формы, как наше седло.
А второй принцип подбора, что именно этот тип седла (так называемое "барочное" или "королевское французское седло") был очень распространён (с полками, с валиками из передней части, и практически сглаженной задней лукой) практически в течение всего XVII века и большей части XVIII века. Поэтому именно такие сёдла мы могли встретить и на охотничьих натюрмортах, и на натюрмортах по теме каких-то военных трофеев.
Есть на выставке и натюрморты-обманки. Например, на так называемом "философском натюрморте с черепом" немецкого художника Бартоломея Брейна (Bartholomaus Bruyn) завернулся уголок надписи. Ах, так и хочется его выровнять. Прелестны две вазы с изображением щеглов и цветов. Маргаритки, лютики символизируют глубокое и преданное чувство.
Л. Шатилова: Мы старались собрать и вещи прикладного искусства, на которых изображены натюрморты. Соответственно, вы могли видеть и маленькую фарфоровую статуэтку, рассчитанную на хозяйку, которая окружена предметами прикладного искусства. Это, соответственно, и на столе натюрморт, и около ног небольшой натюрморт. Пышные цветочные рамы, которые тоже любили на вышивках, и на шпалерках, и на тарелках. Где-то около 30 процентов предметов выставлены перед публикой впервые из запасников.
Если говорить в целом о пространстве этого центра. Так как здесь нет такой же богатой художественной отделки, как в Эрмитаже, это как раз позволяет заиграть самой вещи. Некоторые вещи в Эрмитаже потерялись бы, и, быть может, их даже не заметили. Для таких камерных выставок эти залы идеальны.
Выставка "Натюрморт в искусстве Западной Европы XVI-XIX веков" в Центре "Эрмитаж-Выборг" продлится до сентября. Учитывая, что Центр делит здание с Художественной школой Выборга, можно ожидать в залах юных художников с мольбертами.
Полностью передачу слушайте в аудиофайле программы.