Путешествие в Эрмитаж Картина "Сборщики податей" представлена после реставрации

15 марта 2020, 13:45

По завершению реставрации картина не просто так сначала была показана в Екатеринбурге. В годы Великой Отечественной войны это полотно вместе с другими эрмитажными шедеврами находилось в эвакуации.

Итак, в конторе за столом два сборщика податей. Сюжет очень популярный в Нидерландах, первым к этой теме обратился в XV веке Ян ван Эйк. Один сборщик, зажав в левой руке горсть денег, правой записывает доходы в книгу, другой скрюченными пальцами подгребает к себе груду монет на столе. Хищность, жадность, ловкость и беспощадность – все это читается на лицах с первого взгляда. На полке художник детально изобразил бумаги с сургучными печатями – долговые записки и векселя. Сколько слез и мольбы за этим? Картина – как документ эпохи.

Налоги в Нидерландах в XVI веке поражали иностранцев. Соляной сбор. Налогами облагались уксус, сахар, живность, рыба. Время от времени в бедных слоях общества были вспышки протеста. Как утверждают историки, к концу века мясное блюдо в амстердамском трактире еще не дойдя до посетителя, облагалось 15-ю разными сборами. Это напоминает сюжет из повести о Хадже Насреддине: вместо одной пошлины за въезд в город, пришлось заплатить жадному сборщику втрое больше.

Одно время картина считалась произведением Квентина Массейса, но в XX веке окончательно ее автором признали Маринуса ван Роймерсвале. А об этом художнике известно очень мало, хотя его картины выполнены на высочайшем уровне. Даже городок Роймерсвале, где он родился примерно в 1490-1495 году, в начале XVII века был поглощен морем. Картина «Сборщики податей» поступила в эрмитажное собрание во времена Екатерины Великой в составе ею купленной знаменитой английской коллекции сэра Роберта Уолпола. Но и сегодня для исследователей нидерландской живописи далеко не все в этой картине окончательно разгадано.

В парадном зале Меншиковского дворца можно увидеть и детали процесса реставрации. Полотно дошло до наших дней темным. Мы привыкли к темным цветам старой нидерландской живописи, но ведь художник создавал ее совершенно иной! Под слоями лака и поздними наслоениями сохраняется настоящий цвет картины. Естественно, до начала реставрации состоялось комплексное исследование полотна.

За долгую жизнь картина перенесла различные реставрационные вмешательства. В 1841 году ее перевели с деревянной основы на холст. Реставрация XIX века, а в XX веке – сразу после возвращения из эвакуации в 1946-м году. Пока картина находилась в ящике, на него протекла вода, протечку заметили уже по возвращении в Ленинград.

Темный квадратик живописи до реставрации оставлен в правом углу картины вместе с цифрой 29. Это инвентарный номер картины в коллекции Уолпола или Екатерины II – тоже пока загадка. Сегодня полотну вернули сочные краски и возможность дальнейшего изучения. А искусствоведы собирают материал гораздо шире изображенного на холсте. История страны и биография художника в деталях, нравы и традиции, костюмы. К примеру, на сборщиках податей весьма любопытные головные уборы: широкая и плотная основа декорирована еще богатой тканью. У одного сборщика она зеленого цвета, у другого красного.

Предполагают, что Маринус ван Роймерсвале в Антверпене был учеником художника по стеклу. Возможно, что знал право. По крайней мере, со знанием дела транслировал зрителям символы. Во всех его сюжетах о сборщиках податей подсвечник с погасшей свечой. Мол, если и был внутренний свет у этой пары, то вера в их возможное спасение погасла. Монеты – символ жадности и алчности. А в другом сюжете «Меняла с женой» в руках у женщины уже не молитвослов, а счетная книга.

Зрелище человеческой жадности и скупости, превращающих людей в нравственных уродов, похоже, художника забавляло. В эрмитажном собрании есть еще одна работа возможной мастерской Маринуса ван Роймерсвале с тем же сюжетом. Лавку менялы можно было найти на каждом рынке. Несостоятельных должников бросали за решетку. Среди прочих пережитков Средневековья каждая провинция в Нидерландах имела собственные деньги. К примеру, три города Северной Голландии пользовались единой денежной единицей, передавая друг другу право чеканки монет каждые семь лет. В стране ходили деньги совершенно разные по происхождению, весу и номиналу. Как не богатеть менялам? Вот и пользовались спросом их сатирические изображения кисти Маринуса ван Роймерсвале...

У микрофона была Анна Всемирнова.

Путешествие в Эрмитаж. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация