Путешествие в Эрмитаж Экспозиция работ Петра Карловича Клодта

1 марта 2020, 13:40

Работы выдающегося российского скульптора знает каждый, кто бывал в Петербурге: шесть коней, впряженных в колесницу Славы для Нарвских триумфальных ворот, знаменитые четыре конных группы на Аничковом мосту, памятник баснописцу И.А.Крылову в Летнем саду, конная статуя императора Николая I на Исаакиевской площади.

Но есть и мелкая пластика, созданная Петром Клодтом. И вот после реставрации публике представлены две ранние работы мастера из эрмитажного собрания – фигуры лошадей из тонированного гипса. Публике впервые представлена и скульптура, заказанная Николаем I для кабинета императрицы Александры Федоровны, и исполненная Клодтом в бронзе – Кавалергард Ян Стриевский из подшефного полка императрицы. Реставрация коснулась двух уникальных скульптурных изображений – караковый английский фермерский жеребец и нервный рыжий чистокровный верховой жеребец Мидлетон. На деревянном постаменте у Мидлетона сохранилась медная табличка с гравированной надписью, где указаны родители 11 летнего скакуна и то, что он в 1825 году выиграл Derby Stakes в Эпсоме. Вывезен из Англии в 1833 году для улучшения породы. Раскрашенные гипсовые модели лошадей сделаны по Высочайшему повелению бароном П. Клодтом.

Хотя размер представленных на выставке лошадок чуть больше 30 см, они выглядят неигрушечными: абсолютно реалистичны. И в этом уникальность клодтовых коней: помимо портретного сходства Петр Клодт умел передавать и особенности характера конкретного животного. Тщательно выверена каждая деталь: жилки на мордах и ногах, выразительные глаза. У победителя дерби лоснящаяся шкура, там есть подложка из золотой краски, у фермерской лошади матовая шелковистость шерсти. Под ногами коней настоящий песок.

Понять какими эти кони попали в руки реставраторов можно на стендах. Яркие картинки – фотофиксация реставрационного процесса. Технико-технологические исследования выполнили сотрудники лаборатории научной реставрации станковой живописи Эрмитажа.

Первый императорский заказ начинающему скульптору Петру Клодту был таков: создать для украшения кабинета модели конных фигур Гвардейской кавалерии. Но из этого заказа Клодт сделал всего две модели: гусара и конного артиллериста. А дальше модели для кабинетов императора и наследника делал скульптор Василий Газенбергер. Вот он-то сделал несколько сотен пеших и конных фигур различных полков русской армии. Они были статичны и не зря назывались моделями – демонстрировали именно меняющуюся военную форму. А у Клодта и в самых ранних произведениях главными героями становились не всадники, а лошади.

Петр Карлович Клодт фон Юргенсбург – из дворянского рода баронов Клодтов на службе Шведского королевства. Его отец – барон Карл Клодт фон Юргенсбург знал русский, немецкий и французский, а также артиллерийскую науку. Геройски отличился во многих сражениях против французских войск. Награжден орденами. Живописный портрет генерал-майора находится в Военной галерее 1812 года в Зимнем дворце. К несчастью для детей (а их было семеро) глава семьи умер в 1822 году. Петру (одному из старших) было 17 лет, и он поступил юнкером в Петербургское артиллерийское училище. Вышел в отставку, завершив службу по болезни в 1827 году, и в тот же год был принят в число пенсионеров Общества поощрения художников.

Еще на военной службе вырезал из дерева фигурки лошадей, поражая знакомых и публику. Лошади были страстью императора Николая I. Для него подбирали и воспитывали животных, которые удостаивались звания Лошадь Собственного седла Его императорского Величества. В 1838 году император Николай I повелел художника барона Петра Клодта возвести в звание профессора скульптуры Академии художеств и поручить ему учеников. Среди учеников, и это любопытно, наиболее близок был любитель-скульптор помещик Юшков – известный конезаводчик и страстный любитель лошадей. Клодт – член Римской Академии Св.Луки, берлинской и парижской Академий- оставался романтиком в душе. И любил делать экипажи, на удивление прохожих.

На выставке представлены гравюры сына Петра Карловича Клодта Михаила, они дают представление о мастерской скульптора, его скромном образе жизни. Обретя славу и покровительство Государя, он оставался прост в общении. По воспоминаниям современников, был хороший семьянин, не любил ходить по гостям, но любил, чтобы в доме были гости, был готов всегда помочь всякому. Просили всегда в долг и никогда не отдавали. Как истинный артист был не расчетлив, а потому не составил себе работою никакого состояния...

Последней крупной работой скульптора был памятник его патрону и благодетелю Государю Николаю I. Гравюра запечатлела приход Александра II в мастерскую Клодта.

Экспозиция, посвященная работам скульптора, будет доступна публике в Зимнем дворце до 14 апреля.

Подготовила и провела программу Анна Всемирнова.

Путешествие в Эрмитаж. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация