Путешествие в Эрмитаж Экспозиция "Студия 44. Анфилада"
За последнее десятилетие Эрмитаж демонстрировал ретроспективы именитых архитекторов современности – Сантьяго Калатравы и Захи Хадид. Состоялись выставки, посвященные послевоенной голландской архитектуре и архитектуре финского модернизма. Нынешняя экспозиция (она называется «Студия 44. Анфилада») рассказывает о самом масштабном музейном проекте России XXI века – реставрации и приспособлении восточного крыла Главного штаба под музейный комплекс Эрмитажа.
Петербургское архитектурное бюро «Студия 44» работала над проектом с 2002 года двенадцать лет. Здание, возведенное напротив императорского Зимнего дворца в 1830-х годах архитектором Карлом Росси, представляло собой, говоря современным языком, офисно-жилой комплекс. Грандиозный ампирный фасад, за ним департаменты и канцелярии гражданских министерств, кабинеты и служебные квартиры разного ранга. Свыше 800 помещений складывались в цепочки анфилад вокруг пяти внутренних дворов.
Эта сложная структура должна была стать музейным пространством, связанным с эрмитажной традицией, органичным прибавлением к Эрмитажу. Предлагая публике последовательный рассказ о проделанной работе, «Студия 44» ставила несколько задач. Середина лестницы отмечена стеклянными ступенями – так архитекторы обозначили ось анфилады, идущей через все здание к его угловому завершению. Пять внутренних дворов здания последовательно уменьшаются в сторону Зимнего дворца.
Разгадав замысел Карла Росси, который сориентировал гигантскую перспективу здания точно на шпиль собора Петропавловской крепости, архитекторы "Студии 44" пометили эту ось по всем залам стеклянными вставками, как световую щель в полу. Большие двери-порталы обычно открыты для посетителей только малыми дверными проемами.
Раскрытие всей перспективы – это церемония, которую можно, пожалуй, сравнить с ожиданием пуска другой знаменитой механической игрушки – часов «Павлин» в Малом Эрмитаже. Восьмиметровый Дом макетов дает возможность посетителю рассмотреть около 70 макетов для 44 объектов архитектурной студии разных периодов работы. Любопытно решен зал архива "Студии 44". Каждый увидит свою ассоциацию с тонкими металлическими линиями арматуры на крепких основаниях.
Следующий зал в экспозиции назван «Зал происхождения формы». Для демонстрации двух больших проектов пришлось создать опять же до потолка конструкции – обрешетку, чтобы не касаться стен здания-памятника. Вошедший увидит на одной стороне Олимпийский вокзал в Сочи с макетом почти 4 на 8 метров. Показано движение пассажиров, поездов. С другой стороны зала – проект музея обороны и блокады Ленинграда. Тоже с макетами, фильмом в лайт-боксах.
Зал итальянской современной скульптуры. Здесь архитекторы "Студии 44" планировали реализовать идею висячего сада Малого Эрмитажа. Для выставки здесь расположили на баннерах рассказ о том, как "Студия 44" придумывала и создавала музей, как рождалась идея сквозной анфилады.
Экспозиция завершается на малой (Певческой лестнице). Снаружи – это известный всем острый угол Здания Главного штаба. Росси повернул последний корпус, относительно всех предыдущих, но если продлить виртуальную ось за стены, повторим, она выходит прямо на шпиль собора Петра и Павла Петропавловской крепости. Документальных подтверждений тому, что Росси планировал этот эффект не обнаружено... И ее выявление в нынешнем проекте реставрации (спустя 190 лет по окончании строительства здания) выглядит полноправным завершением логики сооружения.
Благодарим за участие в программе руководителя архитектурного бюро «Студия 44» Никиту Явейна. У микрофона была Анна Всемирнова.