Картинка

Путешествие в Эрмитаж Специалисты Эрмитажа раскрыли тайну статуи "Виктории Кальватоне"

2 февраля 2020, 13:45

В центре Римского дворика Нового Эрмитажа с недавнего времени появилась богиня. Изящная женская фигура, облаченная в длинный хитон, грациозно стоит на шаре, едва его касаясь. Чуть откинувшись назад, и выставив вперед правую руку, она словно готова шагнуть вам навстречу. Тот, кто услышит это движение, непременно задержится, чтобы узнать ее историю.

Созданная римским мастером во втором веке нашей эры, она несколько столетий провела в земле, чтобы воскреснуть случайной находкой тремя фрагментами в 1836 году в Северной Италии в Ломбардии, в селении Кальватоне. Надпись на шаре бронзовой статуи прославляет победы императоров Марка Аврелия и Луция Вера. Название Кальватоне бронзовая статуя получила по месту находки, и имя Виктория – самое модное после наполеоновских войн. Реставраторы не только вернули ей утерянную левую ногу, но и приделали ей, как всем статуям Победы крылья. Известности и славе богини из Кальватоне в XIX и начале XX века послужила ее совершенная красота. В Берлине, где она украшала залы знаменитого Старого музея, были сделаны копии статуи, и отправлены в музеи разных стран, в том числе в Россию. В музей слепков Московского университета. В годы Второй мировой войны уже знаменитую Викторию Кальватоне Европа потеряла во второй раз. Могла потерять навсегда. По счастью, как оказалось, на десятилетия.

В августе 1939 года, собрание античной скульптуры Берлинских музеев было эвакуировано на хранение в подвалы Нового Монетного двора. В мае 1945 года бомбардировки Берлина, в хранилищах пожар, вода. Виктория Кальватоне исчезла, как казалось бесследно. И вот теперь история сегодняшняя. Государственный Эрмитаж и Государственные музеи Берлина продолжают сотрудничество по программе «Петербургский диалог» – это форум гражданских обществ России и Германии. В 2005 году вышел в печать каталог немецких исследователей о потерях античного художественного собрания Государственных музеев Берлина в 1945 году. На пятой странице в полный рост была представлена прекрасная статуя Виктория Кальватоне.

О том как нашли знаменитую статую рассказывает Анна Апонасенко, куратор выставки.

Но это было в 1950-1970-е годы, когда действовал жесткий запрет забвения, и только в конце 1980-х специалисты получили возможность увидеть произведения трофейного происхождения. И крупнейший знаток античной скульптуры Сергей Олегович Андросов выразил мнение, что эта скульптура – античного времени, а никак не нового, как было записано в документе. Но для того, чтобы работать в спецхране, ученым нужно было приложить к своим знаниям и чутью документы, сопровождающие скульптуру. А их-то как раз и не было. Примерно до 2009 года "Виктория Кальватоне" не была атрибутирована.

Но вот настал момент. Статуя, попав в руки специалистов эрмитажной лаборатории научной реставрации драгоценных металлов, была досконально исследована, были изучены все глубинные внутренности бронзовой скульптуры. Богине заменили латунные крылья, данные ей в 19 веке, которые практически разорвали ее спину. Их я увидела на столе у заведующего лабораторией научной реставрации драгоценных металлов Игоря Малкиеля.

«Виктория Кальватоне: судьба одного шедевра» – так называется научный каталог и выставка в Римском дворике Нового Эрмитажа, где статую окружают гравюры, с изображениями богинь, близких ее облику. Ведь вопрос, кто все-таки эта прекрасная незнакомка из второго века, остается открытым.

Подготовила и провела программу Анна Всемирнова.

Путешествие в Эрмитаж. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация