Картинка

Путешествие в Эрмитаж Алтарная картина Лоренцо Лотто "Мадонна на троне" в Эрмитаже

4 апреля 2015, 17:20

Программу "Путешествие в Эрмитаж" ведёт из петербургской студии "Радио России" Анна Всемирнова.

В Пикетном зале Зимнего дворца посетители Эрмитажа нынче могут увидеть шедевр выдающегося венецианского живописца XVI века Лоренцо Лотто (Lorenzo Lotto) из церкви Санто Спирито (Church Santo Spirito) в Бергамо (Bergamo). Для нас, правда, название этого города на севере Италии звучит привычнее с иным ударением в слове благодаря весёлой песенке Константина Райкина в роль Труффальдино в популярной музыкальной комедии "Труффальдино из Бергамо". И думаю, далеко не все вспомнят, что из Бергамо родом архитектор Джакомо Кваренги (Giacomo Quarenghi), столь чтимый в Петербурге и других городах России.

Напомню, Труффальдино – это один из вариантов имени Арлекин, это самая популярная маска итальянского площадного театра. Уроженец Бергамо Труффальдино уехал в поисках лучшей доли в богатейшую Венецию. А вот с Лоренцо Лотто получилось всё наоборот. Уроженец Венеции, художник всю свою жизнь был вынужден искать работу в провинциальных городах Италии, не желая жить в атмосфере острого соперничества между Тицианом, безраздельно властвовавшим в Венеции, и другими художниками.

Итак, направляемся в Пикетный зал Зимнего дворца. Масштабное красочное полотно. Оно называется "Мадонна на троне со святыми Екатериной, Августином, Себастьяном, Антонием Аббатом и младенцем Иоанном Крестителем". Это не первое произведение знаменитого мастера эпохи Возрождения, которое прибыло в Петербург из Италии. В программе "Шедевры музеев мира в Эрмитаже" уже экспонировались картины Лоренцо Лотто "Отдых на пути в Египет со св. Екатериной" и "Мадонна делле грацие".

Нынешняя экспозиция особенная. Вместе с живописным полотном Лоренцо Лотто демонстрируются произведения декоративно-прикладного искусства из Эрмитажного собрания, аналогичные тем, что изображены художником на картине. Идея привезти шедевр Лоренцо Лотто в Эрмитаж родилась у Ирины Артемьевой, ведущего научного сотрудника отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, когда она увидела это полотно после реставрации.

И. Артемьева: У нас вообще с Италией, как вы знаете, очень тесные связи. Не случайно в Венеции у нас открыт наш центр – "Эрмитаж – Италия". В данном случае благодаря договорённости с властями города Бергамо нам удалось получить монументальную работу Лоренцо Лотто в обмен на три картины Джакомо Пальмы (старшего). Мы их представили на монографическую выставку этого венецианского художника, которая открылась в Бергамо 13 марта. Пока картины Дж. Пальмы (старшего) будут находиться в Бергамо, у нас будет гостить алтарная композиция Лоренцо Лотто.

У Л. Лотто никогда не бывает ничего случайного в его композициях. Ангелы коронуют Мадонну. Все святые, которые представлены на этой картине, связаны с тем районом в Бергамо, в котором находится церковь Санта Спирито. Поэтому здесь присутствует Святая Екатерина как покровительница проповедников. Здесь Святой Августин, потому что церковь Санта Спирито принадлежала причту лютеранских каноников ордена Святого Августина. Кроме того, здесь изображён Святой Себастьян, поскольку рядом этим же лютеранским каноникам принадлежал лазарет Святого Себастьяна. И Святой Антоний Аббат – потому что церковь находится на дороге в контраду Антонио Аббата. Это часть Бергамо – Борго Пиньоло (Borgo Pignolo) – тоже связана с покровительством Антонио Аббата. То, что изображён Иоанн Креститель, тоже потому, что притч лютеранских каноников Ордена августинцев подчинялся напрямую главной Папской церкви в Риме – Сан-Джованни ин Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano).

Примечательно, что в отличие от принятой классической манеры изображать лики святых идеально возвышенными, безмятежными, Лоренцо Лотто наделил каждого индивидуальными чертами, понятными зрителю, который пришёл в храм за утешением. Эти собеседники на полотне ведут душевный разговор, восхищённые молодой матерью, показывающей им сына. И, пожалуй, им не мешают яркие, алые, синие, жёлтые дорогие шелка, бархат Мадонны и её трона, роскошные одеяния Святого Августина в праздничный день.

В витринах рядом с картиной можно подробно рассмотреть великолепную вышивку деталей церковного облачения Европы XV-XVI веков. Например, изображение Святого Петра, как и на алтарной картине Лоренцо Лотто, филигранно исполненное металлическое навершие епископского посоха.

И. Артемьева: Композиции такого рода, как правило, вообще не выдаются. Поэтому мы получили это по специальному разрешению Святого престола. И композиция предоставлена нам епархией Бергамо, потому что, как многие алтарные картины Л. Лотто, эта композиция по-прежнему находится на том месте, для которого она была создана. Поэтому тем самым мы приход Санта Алессандро делла Кроче (Chiesa di Sant'Alessandro della Croce) лишили одного из главных шедевров. Это один из самых плодотворных, лучших, успешных периодов в жизни Лоренцо Лотто – 13 лет, которые он работал в Бергамо. И поскольку для Л. Лотто так важна каждая деталь, всё, что он пишет, – это всё он видел перед глазами.

Поэтому мы решили немного расширить нашу выставку, дополнив её теми предметами, которые были перед глазами художника, когда он создавал композицию. Речь идёт в первую очередь о роскошных венецианских тканях, узорчатом бархате, который спадает с трона Мадонны. Это ткани, в которые одеты его персонажи. Наконец, роскошное облачение Святого Августина, ковёр, которым украшен трон Мадонны. Этот ковёр – тоже довольно частая деталь не только в картинах Л. Лотто, но и других художников. И интересно, что пологи этих ковров различаются как раз по картинам художников, в которых они представлены. В данном случае здесь ковёр, который относится к типу "беллини". Похожий ковёр представлен на эрмитажном "Портрете супругов" Антонио Альярди (Antonio Agliardi) со своей женой Аполонией Кассотти (Apolonia Cassotti). Более того, эти бергамские заказчики Л. Лотто были в родстве с заказчиками композиции из Санта Спирито – Бальсарино Анджелини. Поэтому мы решили показать и ковёр из нашей коллекции, который уже относится к типу "лотто".

На открытии выставки в Эрмитаж пришли итальянцы, живущие в Петербурге, и почётные гости из Бергамо. Профессор Университета Бергамо Джованни Вилла (Giovanni Villa) объяснил, что алтарную картину на время реставрации и пребывания в Петербурге заменяет в храме её изображение – художественно оформленный плакат.

Дж. Вилла: Нам показалась замечательной эта идея – выставить картину и сопроводить её различными коврами, дорогими тканями, продемонстрировать богатство Бергамо и Венеции, чтобы публика Санкт-Петербурга могла это видеть.

Лоренцо Лотто самые свои сильные и яркие произведения создал именно в Бергамо. Что из произведений Л. Лотто сегодня существует в соборах Бергамо?

Дж. Вилла: В Бергамо очень много шедевров Лоренцо Лотто. Непосредственно в соборах находятся три его произведения. То, что мы сейчас видим, алтарная работа в Санта Спирито, а также в Сан Бернардино (San Bernardino) и в Сан Бартоломео (San Bartolomeo). И очень интересная деталь. Здесь, в Эрмитаже, в коллекции представлена работа супруги Кассотти, которые жили как раз в ту эпоху в Бергамо рядом с собором Санта Спирито, и чей кузен, собственно, и заказал выполнение этого полотна.

А горожане Бергамо гордятся Лоренцо Лотто? Знают, что это их главный художник?

Дж. Вилла: Они очень гордятся, и все его знают очень хорошо. Они гораздо меньше знакомы с творчеством Джакомо Кваренги. Они только знают, что он работал в Санкт-Петербурге.

Сохранились ли в Бергамо портреты кисти Лоренцо Лотто? Потому что он, помимо вещей для церкви, писал много портретов.

Дж. Вилла: Да. "Портрет Лучины Брембати" ("The Portrait of Lucina Brembati"), портреты семейных пар, как ту, что мы здесь видим. Её копия находится в Музее Прадо (Museo Nacional del Prado).

Вот такого рода долгие путешествия картин Лоренцо Лотто из Бергамо помимо Эрмитажа были? Или это первое путешествие?

Дж. Вилла: Это произошло в первый раз, когда картина вышла за пределы собора. Просто, когда была большая выставка работ Л. Лотто в Риме в 2012 году, мы не привозили эту работу туда.

О юности и раннем творчестве Лоренцо Лотто известно немного. Достоверно, что он родился в Венеции в 1480 году в семье некоего сэра Томмазо (Tommaso), очевидно торговца. Предполагают, что его наставником мог быть крупнейший художник венецианской школы Джованни Беллини (Giovanni Bellini). Созданный алтарь для монастыря Сан Доменико (San Domenico) в Реканати (Recanati) имел такой успех, что слава о нём достигла Рима. И Лоренцо Лотто был приглашён принять участие в украшении Ватиканского дворца.

Знакомство в Риме с художниками и их работами других школ повлияло на манеру письма Лоренцо Лотто, и всё же он всю жизнь придерживался реалистичного подхода и не боялся изображать святых как реальных людей, может быть, с ассиметричными чертами лица и даже с тяжёлым подбородком. Сюжеты Священного писания он изображал на фоне крестьянской жизни.

Продолжает рассказ Ирина Артемьева, ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа.

И. Артемьева: Судьба Лоренцо Лотто уникальна, потому что это был единственный художник, родившийся в Венеции, который всю жизнь был вынужден провести за пределами Венеции. И, несмотря на две предпринятые им попытки навсегда обосноваться в Венеции, вернуться на родину, ему эти попытки не удались. Да, в силу конкуренции, но и в силу того, что Лоренцо Лотто – художник совершенно особенный. Он не примыкал ни к кому. Художник, который не имел школы, он не имел последователей. Но его искусство само по себе, конечно, уникально. И он действительно сейчас занимает по праву место в одном ряду с самыми великими представителями Возрождения. Но это не то направление, которое, скажем, выбрал для себя Тициан. Л. Лотто продолжал иную традицию. Можно сказать, что, скорее, он продолжал традицию венецианского кватроченто (quattrocento) – он продолжал традицию Джованни Беллини, традицию Витторио Карпаччьо (Vittorio Carpaccio). Невзирая на то, что он исполнил и несколько крупных заказов для Венеции, до сих пор две его алтарные картины находятся тоже на своих местах в венецианских церквях, но они подверглись резкой критике. И даже говорили, что лучше бы Л. Лотто ничего не делал для Венеции.

28 лет ему было, когда он расписывал витражи Ватиканского дворца.

И. Артемьева: От работы Л. Лотто в ватиканских дворцах не сохранилось ничего, потому что всё это было вскоре уничтожено ради работы Рафаэля и его школы.

Знаменитый искусствовед Роберто Лонги (Roberto Longhi) через четыре столетия после кончины художника писал: "Если бы время смогло по достоинству оценить революционную суть искусства Л. Лотто и он занял бы место духовного пастыря живописцев, то тогда, возможно, венецианское искусство развивалось бы в дальнейшем в направлении к Рембрандту, а не к Тинторетто".

А случилось так, что вскоре после смерти Л. Лотто, о нём забыли, и воскресил его имя знаток итальянского Ренессанса Бернард Беренсон (Bernard Berenson).

И. Артемьева: Б. Беренсон – да, он первый обратился к изучению творчества Л. Лотто, но я должна сказать, что тут ещё был один очень важный момент, когда в 1898 году была найдена книга счетов.

Вы её видели в Италии?

И. Артемьева: Живьём не видела, но у меня есть факсимильное издание этой книги. Мне как раз в Лорето (Loreto), где Лоренцо Лотто закончил свои дни в монастыре, мне подарили факсимильное издание. И эта книга счетов, конечно, дала сильный толчок к изучению творчества Л. Лотто, потому что в ней скрупулёзно записаны не только все расходы и приходы художника, начиная с 1540 года до момента его смерти, но и, главное, все его произведения, все заказчики, для которых он в то время работал. Тем самым, мы можем точно сказать, что всё, что Л. Лотто делал в последние 16 лет, всё это учтено в книге счетов. И если мы имеем дело с какой-то работой, которая никаким образом не отражена там, значит, это не Лоренцо Лотто. Если удаётся найти картину, которая в книге счетов упоминается и может быть идентифицирована, – это всегда бывает весомым подтверждением атрибуции.

На этом мы завершаем рассказ о выставке в Пикетном зале Зимнего дворца. Шедевр Лоренцо Лотто алтарная картина "Мадонна на троне" из церкви Санта Спирито в Бергамо пробудет в Эрмитаже до 21 июня.

Полностью передачу слушайте в аудиофайле программы.
 

Путешествие в Эрмитаж. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация