Путешествие в Эрмитаж Эрмитаж и война
Программу "Путешествие в Эрмитаж" ведёт из петербургской студии "Радио России" Анна Всемирнова.
• Мы уже рассказывали о викторине на знание истории собрания Эрмитажа, которую проводит Музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля в Омске. В этом музее создан зал, где представлены произведения искусства, поступившие в Омск из Зимнего дворца из собрания Музейного фонда, созданного в Ленинграде после революции 1917 года. Зал так и называется – "Наш Эрмитаж". Дважды в год по итогам викторины среди посетителей Музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля разыгрывается поездка в Петербург, в Эрмитаж. Нынче победителями стала семья Башмаковых. Наталия Викторовна с 16-летним сыном Виталием приехали в Петербург. Виталий – впервые, а Наталию Викторовну, оказалось, связывает с городом на Неве и своя семейная история, идущая со времён Великой Отечественной войны.
Н. Башмакова: Мы нашли через писателя Каплина Льва Арсеньевича, с которым подружились (к сожалению, он умер, будучи без рук, без ног, он жил в Петербурге, здесь закончил академию, занимался поиском) нашли моего родного дядю в Пруссии. Мы ездили в Варшаву, посольство нас встречало. Мы ездили на захоронение, на братскую могилу. Мы нашли фотографию, всё поставили.
Это очень-очень интересная история. Дядю звали Адамом. Мы нашли его первую любовь, которая у него была единственной, потому что он погиб. И эта "любовь" жила у него всю жизнь в Петербурге. Звали её Ираидой. Он был трижды ранен. Когда дядя лежал в госпитале, туда она приезжала и, получается, ухаживала за ним. Детей у них не было, но мы нашли сына Ираиды. Вчера мы были в гостях у него. Мы думали, что это сын нашего Адама и Ираиды. Но нет.
Просто когда мама уходила из жизни в 2007 году, она наговорила целую плёнку о своей первой военной любви. И хотя она всю жизнь прожила с человеком, родила детей, но всю жизнь она сохранила память. И вот эту плёнку мы Льву Арсеньевичу Каплину привезли. Он её прослушал, и он собирался писать книгу – книгу о любви. Но, к сожалению, не успел.
Это очень интересная история, и она совершенно неожиданно связана с Санкт-Петербургом. Но я думаю, что вы не из-за этого стали участником викторины. Что было первым толчком?
Н. Башмакова: Я заинтересовалась М.А. Врубелем, очень плохо знала историю и заинтересовалась. И сына туда повела. До этого я участвовала в викторинах. И я пока на каждый вопрос ответа не найду, ищу. Такой у меня характер. Но мы не ожидали, что будет 230 правильных ответов. И всех 230 человек пригласили. Разыгрывались диски, рисунки, буклеты. А потом объявляют, что сейчас будет разыгран главный приз – путёвка в Санкт-Петербург. И когда сказали, что это мы, я так рада была этому, потому что я ещё не знаю, когда бы я вернулась в Питер, мне очень это сделать хотелось.
Программа пребывания в Петербурге для наших гостей оказалась очень плотной. Не ожидали они такого подарка от своего омского музея Помимо посещения Эрмитажа, экскурсий по городу и в городских музеях, поездка в Царское Село. Дни стояли морозные, и Виталий простыл, так что к нашей встрече была готова делиться впечатлениями только Наталия Викторовна.
Н. Башмакова: В первый раз я сама попала в Петербург в 16 лет с подругой. Мы объездили все окрестности, где я только не была. Второй раз была здесь в 2010 году. У меня душа воспринимает вот это всё. Я про Эрмитаж говорю. Наверное, все его потолки сфотографировала, сняла на плёнку. Я сняла на камеру роспись, лепнину. Когда меня спросили, что бы я хотела увидеть, я ответила, что хотела бы вернуться в Малахитовый зал. И я к нему вернулась. Вот это мне интересно очень.
Что для вас Эрмитаж?
Н. Башмакова: Для меня это история. Я всегда жалею, что родилась в этом веке, а, например, не в XVIII веке. Потому что мне всегда кажется, что я там была раньше.
• Визит в Эрмитаж историков из Гданьска напрямую связан с событиями второй мировой войны. Дело в том, что в Гданьске осуществляется национальный проект – создаётся Музей второй мировой войны (Muzeum II Wojny Światowej). Уникальность его заключается в том, что он – об истории мирного населения, которое в этой войне было объектом репрессий и насилия. Польские историки считают такой музей необходимым, чтобы человек вышел, пройдя музейный маршрут, с мыслью о мире – единственной ценностью для всех живущих.
Открытие музея должно состояться в конце 2016 года. И вот четверо сотрудников приехали нынче в Эрмитаж на стажировку. Они знакомились с работой различных служб Эрмитажа, побывали в Реставрационно-хранительском центре "Старая деревня", ну и, конечно, в других музеях города.
Делятся впечатлениями Бартломей Гарба (Bartłomiej Garba), главный хранитель, и Марчин Вестфаль (Marcin Westphal), руководитель отдела экспозиций.
Б. Гарба: Самое большое впечатление на меня произвели: история подвалов Софийского собора, которые во время войны сохранили коллекцию сюда привезённых экспонатов с окрестностей Петербурга, история людских судеб, история их героизма и отваги, то, что они отдали себя для сохранения культуры и искусства.
М. Вестфаль: Особое впечатление на меня произвёл эрмитажный центр "Старая деревня" и энтузиазм людей, которые там работают ради сохранения истории. А также то, каким образом там всё устроено, лаборатории. И вообще какого это всё масштаба, фактически город в городе. Техническая сторона, конечно, тоже удивляет.
Увидели польские историки из Гданьска и подвалы Зимнего дворца, где в годы блокады были устроены жилые бомбоубежища для сотрудников Эрмитажа. Дмитрий Пантьо (Dmitriy Panto), специалист отдела науки Гданьского музея, отвечает за зал, посвящённый Ленинграду.
Дм. Пантьо: Блокада Ленинграда очень важно не только для вашего города и вашей страны, но и для всего мира. Понимая это, мы в нашем музее, в одном, может быть, из немногих вообще в Европе, сделаем отдельный зал, посвящённый блокаде Ленинграда, который я имею честь представлять с моими коллегами. При входе в него для передачи настроения и вообще ощущения того времени на большом экране будут показываться кадры хроники из блокадного Ленинграда и будет звучать музыка Дм. Шостаковича.
В нашем музее существует правило: через одну персону постараться передать какую-либо трагедию или историю. Это всегда тяжело сделать. И мы выбрали две персоны. Такими историческими личностями для нас стали Таня Савичева и её дневник, а также Ольга Берггольц и её дневник. Благодаря Ольге Берггольц мы будем знакомиться с блокадой как бы в хронологическом порядке. И, конечно, у посетителей будет возможность сканированные версии посмотреть и прочитать, в том числе дневник Тани Савичевой и фотографии, которые сохранились. И будут экспонаты, которые мы выбрали. Это санки, которые были транспортным средством для всего в блокадном Ленинграде. Конечно же, это лейка, в которой приносили воду люди, тёплая фуфайка и хлеб на весах будет, ровно 125 граммов.
• Два эшелона с произведениями искусств Эрмитажа в июле 1941 года были отправлены в глубокий тыл. Они оказались в Екатеринбурге. Дети сотрудников Эрмитажа были эвакуированы в Пермский край. На минувшей неделе архив Государственного Эрмитажа пополнился уникальными документами военного времени. В дар музею переданы письма сотрудников Эрмитажа из личного архива сотрудницы Свердловского телевидения Зоряны Рымаренко. Она в 1980-е годы была инициатором установки мемориальной доски на здании Картинной галереи в Екатеринбурге в память о пребывании там коллекции Эрмитажа.
Руководитель историко-информационной службы Эрмитажа Юлия Кантор работала в архивах Екатеринбурга и Перми, и вот что она рассказала на встрече с журналистами.
Ю. Кантор: В бывшем партийном архиве и в Государственном архиве Свердловской области хранится рассекреченная коллекция документов, связанная с пребыванием Эрмитажа и охраной его, с общением органов государственной власти и партийных органов Свердловска с эрмитажниками. По этим документам, копии которых я привезла в Эрмитаж, рисуется совершенно неожиданный портрет Владимира Францевича Левинсона-Лессинга, которого мы привыкли представлять как тихого кабинетного учёного, а он оказался очень сильном бойцом, когда речь заходила о сохранении нужного температурного режима, о недостатке угля, чтобы обогревать помещение, и т.п.
И ещё одна трагическая страница, о которой я не могу не сказать. Постоянно в документах, связанных с историей Эрмитажа в Свердловске, возникал человек, который принимал решение помочь, перевезти, дать дополнительный паёк, выделить машину для транспортировки из Картинной галереи к дому Ипатьева, где тоже хранились вещи, и по многим другим вопросам. "М" – первая буква имени, а дальше подпись неразборчива. Сопоставляя известные мне документы из петербургских и федеральных архивов, удалось идентифицировать имя человека, который так много помогал В.Ф. Левинсону-Лессингу и всему Эрмитажу. Это Мария Алексеевна Вознесенская. Тогда она была командирована в Свердловский обком как куратор учреждений культуры, эвакуированных из Ленинграда. Она – сестра ректора Ленинградского университета Александра Вознесенского и одного из партийных руководителей города Николая Вознесенского. Их было два брата и сестра. Все они расстреляны по "Ленинградскому делу". Вот эта блокадная страница точно сопряжена ещё и с периодом послевоенных сталинских репрессий, обрушившихся на наш город.
Филиал Государственного Эрмитажа в Екатеринбурге занимал три здания – Картинную галерею, здание бывшего польского костёла и здание бывшего Антирелигиозного музея. Хранительские обязанности эрмитажники совмещали с большой просветительской работой. Из архива Свердловского телевидения в архив Эрмитажа привезены нынче уникальные кадры интервью. Вот фрагмент рассказа Алисы Владимировны Банк, главного хранителя восточных коллекций Эрмитажа в Свердловске.
А. Банк: С этим городом война меня вместе с моими 17 товарищами связала на всю жизнь. Мы помним хозяев квартир, в которых мы жили, милиционеров, которые нас охраняли. Мы помним наших слушателей в университете, которые слушали курсы по истории искусства. Помним студентов медицинского, педагогического институтов, которые слушали наши лекции и которым мы только в диапозитивах могли показать то, что хранилось в сотнях ящиках, содержавших знаменитые сокровища Эрмитажа. С тех пор прошло много дней, и вот сейчас мне довелось снова посетить ваш город, убедиться в том, что нас помнят, помнят художники, помнят студенты, ставшие взрослыми людьми. Сокровища Эрмитажа видят миллионы посетителей, которые бывают в нашем музее. И почти всегда неизменно задаётся вопрос: где всё это было в годы войны? Мы отвечаем: в далёком уральском городе. Спасибо всем, кто помог сохранить наши замечательные сокровища.
Далеко не все знают, что в селе Ляды Молотовской области (ныне Пермский край) провёл годы эвакуации эрмитажный интернат – дети сотрудников музея. В архив Эрмитажа Юлия Кантор привезла бесценный дар – переписку военных лет.
Ю. Кантор: Детские письма именно военного времени... То, что они сохранились, невозможно было себе этого представить. Тем не менее, удалось найти человека, это тогдашняя девочка, которая училась в школе в Лядах с эрмитажниками, переписывалась с ними после войны, а потом стала учителем и затем директором школы. И она придумала открыть школьный музей села, в котором была отдельная витрина, посвящённая детям Ленинграда и детям Эрмитажа на Урале. Именно она собрала подлинники писем 1941-1944 годов, военные треугольнички. Как записан адрес на всех этих письмах? "Молотовская область, Ляды, Эрмитаж". И письма доходили!
Бывает в некоторых письмах: на одной стороне – детское письмо, а на обороте или на нижней части – приписки воспитателей о том, как живут, как делятся одеждой. Единственное кирпичное и отапливаемое здание села Ляды – это школа, которая была полностью отдана под эрмитажный интернат. Это тоже говорит о многом.
Во второй раз в жизни я услышала словечко, которое знала от своего папы, тоже эвакуированного на Урал и именно в Молотовскую область. Слово "эвакуированный" никто не произносил, их называли "выковыренные". В разговоре с Татьяной Павловной Михеевой я услышала это слово: "Мы к выковыренным относились по-дружески, хотя они были совсем другие. Говорили как-то по-другому, держались поначалу особнячком". 75 лет спустя можно искать ещё подлинные поколенческие исторические следы, которые сохраняются вот так среди людей.
В апреле в Екатеринбургском музее изобразительных искусств состоится Всероссийская научно-практическая конференция "Музей и война: судьба людей, коллекций, зданий". Конференция приурочена к 80-летию создания музея и 75-летней годовщине эвакуации коллекции Государственного Эрмитажа на Урал.
Полностью передачу слушайте в аудиофайле программы.