Картинка

Путешествие в Эрмитаж "Сакральный дар божеству…"

6 февраля 2016, 17:20

Программу "Путешествие в Эрмитаж" ведёт из петербургской студии "Радио России" Анна Всемирнова.

12 февраля в Манеже Малого Эрмитажа откроется выставка скульптуры Юго-Восточной Азии VII-XX веков. Она называется "Сакральный дар божеству…" и представляет более 200 экспонатов. Это скульптуры храмов или подношения в них. В эрмитажном собрании – памятники религиозной культуры Таиланда, Бирмы, Лаоса, Вьетнама и Индонезии. Увидеть сами храмовые постройки и археологические комплексы позволяют документальные изображения на экранах. В помощь посетителю даны и аннотации.

"Я вижу Индию повсюду, но я её не узнаю". Эти слова принадлежат великому деятелю индийской культуры Рабиндранату Тагору, когда он в 1927 году в Индонезии знакомился с архитектурными памятниками древности. Его слова можно отнести к любой стране Юго-Восточной Азии, считает ведущий научный сотрудник сектора Дальнего Востока отдела Востока Эрмитажа Ольга Павловна Дешпанде.

О. Дешпанде: Прежде всего, это отражается и в самом названии материковой части Юго-Восточной Азии – Индокитай. Тем самым сразу делается понятным, что эта территория развивалась, её культура складывалась под влиянием Индии и Китая. Китай эту битву проиграл, и ведущая, основная роль осталась за Индией. Всё I тысячелетие мы наблюдаем процесс, который получил название "индианизацией", когда на огромную территорию всей Юго-Восточной Азии стали приходить самые разные индийские влияния. Из Индия пошла традиция возводить культовые священные постройки и приносить в них изображения Будды, изображения индуистских божеств, если это индуистский храм, стены украшать рельефами, росписями и т.п. И вот эта выставка отражает глубинные влияния индийской культуры, которые прослеживаются до наших дней, в культурах разных народов этой огромной территории.

А как складывалась традиция коллекционирования?

О. Дешпанде: Эта территория стала привлекать к себе внимание европейцев, начиная с XVI века. Но что касается коллекционирования памятников искусства, мы можем говорить лишь о XIX веке, как о времени появления более или менее первых обширных коллекций памятников Юго-Восточной Азии в Европе. Россия же тут вообще оказалась в сложном положении, потому что многие страны уже в то время находились на положении колоний. И единственной страной, которая опять же с помощью России сохранила свою независимость, был тогдашний Сиам. Это во многом сказалось и на характере коллекции памятников Юго-Восточной Азии в Эрмитаже. По сути дела, первые большие коллекции стали складываться только в начале XX века после установления в конце XIX века дипломатических отношений между Россией и Сиамом.

Большая коллекция, которая стала ядром коллекции памятников Юго-Восточной Азии Эрмитажа, – это коллекция Георгия Антоновича Плансона, известного дипломата. В 1910 году он приехал в Сиам в качестве чрезвычайного и полномочного посла России при дворе короля Рамы V Чулалонгкорна, и под влиянием своих европейских коллег его тоже стала очень интересовать эта культура. Он собрал более 300 памятников, которые перевёз в Россию. Но, к сожалению, революционные события привели к тому, что в 1916 году он был вынужден внезапно в силу не очень понятных причин уйти в отставку и уехать на отдых в Швейцарию с женой. И больше, естественно, он сюда уже не возвращался. И вот его оставшаяся коллекция была национализирована, поступила в музейный фонд. В 20-е годы она передана в Русский музей, а в 1931 году эти вещи были переданы в Эрмитаж, в отдел Востока. Но имя Плансона, к сожалению, ни в каких документах Эрмитажа не фигурирует. Оно было обнаружено, узаконено только уже в середине 90-х годов, когда я стала заниматься этой историей, познакомилась с его племянницами, нашла архивные материалы, и только тогда имя Плансона действительно обрело свою значимость.

Первое, что может удивить посетителя на выставке, – большое количество изображений Будды. В своё время про Таиланд говорили, что количество сохранившихся там изображений Будд превышает население страны. Действительно, заказать изображение Будды и принести в дар храму – это в Юго-Восточной Азии называется исполнять заповедь "тхамбун", делать услугу. То есть, ежедневно и ежечасно совершать самые разнообразные и благородные поступки.

Внимательный посетитель заметит, что внешне очень похожие изображения Будды, созданные в разных странах, отличаются. Специалисты называют 32 великих и 80 малых обязательных физических принципов.

О. Дешпанде: Каждая школа в каждой стране разработала какой-то свой иконографический канон. Даже в том же Сиаме, в Таиланде, на протяжении 800 лет менялись представления о красоте и об идеале. Очень легко по внешней иконографии отличить, скажем, памятник искусства в Сукотаи от памятника государства Ланна или государства более позднего времени, уже периода Бангкока.

Представлено огромное количество изображений Будд. Причём настолько они какие-то очеловеченные, детские выражения лиц у них, нет ни одного страшного, которое бы тебя заставило испугаться.

О. Дешпанде: А это различие разных школ буддизма. То, что вы упомянули, – это, скорее, характерно для изображения Ваджраяны, для буддизма, который в наше время существует, предположим, в России, в Бурятии, в Тибете и ещё в каких-то отдельных местах, вкраплениями. А вот буддизм Тхеравада, особенно в той его форме, которая сложилась в XIII-XIV веках и распространилась по всему Индокитаю, более привержен старым воззрениям. Он во многом придерживается концепции, тех взглядов, которые выдвигал и которые проповедовал сам Будда Шакьямуни. Здесь совсем другой тип иконографии. Будда Шакьямуни – это центральный образ. И вплоть до XVI-XVIII веков он был практически доминирующим образом в этом искусстве. Поэтому неудивительно, что здесь вы не найдёте ничего пугающего, ничего свирепо охраняющего, жестоко защищающего. Здесь даже индуистские боги (тот же Индра и тот же Брахма) включены в буддистский пантеон, они склоняются в поклоне перед Буддой Шакьямуни, поэтому здесь нет ничего удивительного.

Любопытно увидеть на выставке изображения фигур верующих, поклоняющихся божеству или просящих его о помощи. Есть и фигуры учеников Будды, монахов, небесных стражей, окружённых пылающими ореолами. Среди скульптурных изображений фантастических существ особое впечатление производит образ Гаруды – солнечного орла индийской мифологии. Царь птиц служит и как ездовое животное бога Вишну. Он получил от бога бессмертие и наделён магической силой. Небольшие изображения Гаруды постоянно включались в декор построек. Наряду со скульптурой из песчаника и терракоты есть произведения из бронзы.

Продолжает рассказ Ольга Павловна Дешпанде.

О. Дешпанде: К сожалению, мы в целом очень мало, что можем сказать, и мы мало, что знаем, о культуре этого региона.

Именно в древности?

О. Дешпанде: В древности. Существовала своя какая-то традиция поклонения каким-то культам, каким-то богам, но мы об этом ничего не знаем. Самые ранние памятники, священные сакральные скульптуры, которые дошли до наших дней, – это действительно каменные скульптуры, каменные, чаще всего, рельефы. Потом, с VI века, уже начинает появляться бронзовое литьё и бронзовые скульптуры. Памятники из дерева, даже если они создавались, долго храниться не могли в этом влажном тропическом климате. И до нас дошли, конечно, изделия или из камня, или чуть позднее они начали создаваться из бронзы.

Во многих культурах мира после смерти известного человека над его погребением насыпали курган, чтобы будущие поколения могли прийти и почтить его память. Традиция кремировать тела после смерти привела к тому, что захоронений в обычном понимании не было. Пепел или несгоревшие останки помещались в могильные холмы – "ступы". Первые ступы появились в Индии ещё в добуддийские времена. Постепенно ступы превратились в реликварии с останками выдающихся в духовном плане людей. Открытием и спасением самого крупного по размерам буддистского храма-ступы в 1814 году мир обязан генерал-губернатору Явы.

О. Дешпанде: Что касается Боробудура, то это уникальное, по сути дела, явление, поскольку это единственная ступа в мире такой величины, такой значимости, так разнообразно и сложно украшенная. По сути дела, мы не имеем никаких других аналогий, даже меньшего размера, нигде в мире. Боробудур был построен в конце VIII – начале XIX века.

А как могло получиться, что совершенно забыли об этом памятнике и он оказался, как бывает в сказках, в тропическом лесу, нужно было пробивать джунгли и дорогу делать?

О. Дешпанде: Действительно, если тропической растительности дать волю, то она заполонит не только буддистский храм, а всё на свете что только можно. А дело всё в том, что уже с XIII века на Яве стал распространяться ислам. Он завоевывал всё более сильные позиции. На Яве он утвердился окончательно в начале XVI века, постепенно распространился на другие острова. И то, что забыли буддистский храм, в этом нет ничего удивительного. Куда важнее то, что его нашли. И огромную роль в этом принадлежит тогдашнему губернатору Явы сэру Стэмфорду Раффлу. Услышав о существовании этого памятника, он приложил огромные усилия, чтобы к нему добраться. И в течение XIX века делались разные попытки реставрации. Но лишь только в 70-х годах прошлого века с применением самых новейших методов реставрации и изучения, сначала разобрав этот храм по отдельным камням, а затем снова его собрав, удалось всё закрепить и сохранить. И мы будем надеяться, что он сохранится на долгие ещё века.

Посетители могут быть удивлены скульптурами – небольшими фигурками, у которых нет головы.

О. Дешпанде: Да, это в основном изделия из терракоты, и они происходят из Маджапахита, из раскопок государства, существовавшего на Яве. Действительно, мы очень часто находим женские фигурки без головы. С другой стороны, мы находим в огромном количестве отдельные головки, преимущественно женские. Тут действительно чисто языческое представление о том, что демон-кровопийца будет довольствоваться предложенной ему чисто символической жертвенной фигуркой и оставит в покое женщину, родившую ребёнка, новорожденного.

Как выглядит сложный храмово-монастырский комплекс? По-тайски, он называется "ват". На территории, обнесённой высокой оградой, с большим количеством зелени располагается здание для посвящения в монахи, помещения для верующих, для чтения проповедей, проведения церемоний и ступы. Здание для посвящения в монахи называется "бот". И там находится самая почитаемая статуя данного комплекса. Земля, занимаемая "ботом", священна. По периметру вокруг него во дворе устанавливаются пограничные камни "сема". И внутри этой священной территории даже король теряет право отдавать приказания. Примечательно, разрушенный храм не теряет своей святости в глазах верующих, даже если от него уцелела лишь часть стены. Пока стоят пограничные камни "сема", всё также священно. В уцелевших руинах под открытым небом собираются сохранившиеся статуи Будды, им поклоняются, делают приношения.

Благодарим за участие в программе Ольгу Павловну Дешпанде, ведущего научного сотрудника сектора Дальнего Востока отдела Востока Эрмитажа, куратора выставки "Скульптура Юго-Восточной Азии VII-XX веков".

Открытие её в Манеже Малого Эрмитажа – 12 февраля.

Полностью передачу слушайте в аудиофайле программы.

Путешествие в Эрмитаж. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация