Путешествие в Эрмитаж Эрмитажных "голландцев" представят в Нидерландах
Программу "Путешествие в Эрмитаж" ведёт из петербургской студии "Радио России" Анна Всемирнова.
Мы не раз рассказывали о выставочном центре "Эрмитаж-Амстердам", который успешно работает в столице Нидерландов с 2004 года. А с 2009 года центр располагается в историческом здании "Амстельхоф". Эрмитажные выставки там обновляются каждые полгода, и центр весьма популярен не только у голландцев, но и добавляет в Амстердам европейских туристов – поклонников искусства. Если при создании Эрмитажного центра звучало пожелание не привозить произведения голландских мастеров, а Эрмитаж обладает крупнейшим собранием голландской живописи за пределами Нидерландов, чтобы не отвлекать туристов от Рейксмюсеума – национального художественного музея, то теперь, в следующем 2017 году, именно такая экспозиция из Эрмитажа и запланирована. Она называется "Шедевры голландской живописи". В Амстердам отправятся 60 самых значимых полотен голландских мастеров XVII-XVIII веков эрмитажного собрания.
В ходе подготовки выставки специалисты центра "Эрмитаж-Амстердам" и журналисты двух стран были приглашены в Реставрационно-хранительский центр Эрмитажа, где завершается реставрация одного из шедевров – картины Б. Ван дер Хелста "Новый рынок в Амстердаме". Масштабное полотно размером 2 м 10 см на 2 м 20 см было приобретено Екатериной II в составе коллекции берлинского негоцианта Иоганна Гоцковского и ценилось в галерее голландской живописи Зимнего дворца как одна из центральных картин. Вот что подчеркнул директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
М. Пиотровский: Картина изумительной красоты. Красота её увеличилась после реставрации. Это не всегда бывает, но в Эрмитаже это бывает всегда. Эта картина из коллекции Екатерины Великой всегда была гордостью Эрмитажа и никогда не выезжала за пределы Эрмитажа в течение 200 лет. Реставрация – это часть большой подготовки к крупной выставке голландского искусства из Эрмитажа, которая состоится в центре "Эрмитаж-Амстердам". Это будет историческое событие и для нас, и для Голландии. Впервые эта знаменитая эрмитажная коллекция голландской живописи, не вся, разумеется, но в таком большом масштабе, окажется в Голландии, и мы сможем вступить в интересный диалог с Голландией о том, каков вкус и что русские, а что голландцы ценили в голландской живописи? Мы знаем, что это не всегда совпадало, в частности, в связи с Х. Рембрандтом.
Бартоломеус Ван дер Хелст был на семь лет младше Х. Рембрандта. В связи с женитьбой он перебрался жить в Амстердам в 1636 году, когда Х. Рембрандт был в зените славы. Достоверно неизвестно, учился ли Б. Ван дер Хелст у Х. Рембрандта, но, безусловно, усвоил некоторые приёмы его портретного стиля.
Слава к Б. Ван дер Хелсту пришла довольно быстро, а с ней и ответственные заказы. И одно время даже знаменитое полотно Х. Рембрандта "Ночной дозор" сравнивали с таким же огромным групповым портретом Б. Ван дер Хелста, который называется "Торжество по поводу подписания Мюнстерского договора" и был создан на шесть лет позже шедевра Х. Рембрандта.
В эрмитажной коллекции – несколько полотен кисти Б. Ван дер Хелста: "Представление новобрачной", "Женский портрет", "Семейный портрет" и другие. Но картина "Новый рынок в Амстердаме" стоит особняком в портретном творчестве художника.
Перед нами эпизод ежедневной жизни Амстердама. На переднем плане – пожилая торговка зеленью с тележкой, гружённой овощами. Рядом видим освежёванную свиную тушу. Мальчишка надувает пузырь. Рассказывает хранитель голландской живописи Эрмитажа Ирина Соколова.
И. Соколова: В старом нидерландском искусстве и вообще в старой европейской традиции изображение ребёнка, который выдувает мыльный пузырь или играет с пузырём, всегда символизирует "homo bulla" ("краткость человеческой жизни"). За этими фигурами разворачивается топографически точный вид Амстердама с весовой, которая существует. И там изображены сцены как раз торговли мясом и освежевания туш, ходят торговцы, причём некоторые в чалмах, это экзотические восточные купцы, потому что Амстердам – космополитический торговый центр. И вот этот роскошный овощной натюрморт на первом плане и изображение освежёванной туши, которая подвешена на лестнице, – типичная сцена в голландском искусстве XVII века. Всё на самом деле кажется таким естественным и живым, что это как бы картина жизни, которая до нас дошла. Тем не менее, это произведение сложное, многослойное и не так всё просто.
Как показали последние исследования картины, совершённые в Голландии нидерландскими специалистами, а только за последние годы вышли в Голландии две статьи, посвящённые именно этой уникальной картине, здесь, вероятно, изображена жена художника Анна де Пир, которую он представляет в виде торговки зеленью. Необычное решение для нашего времени, потому что мы привыкли к образу лакированной вечной юности, красоты, боимся возраста или скрываем его, а на самом деле здесь эта немолодая женщина, которая с мягкой улыбкой смотрит на нас и что-то произносит, – это, вероятно, остановившаяся хозяйка дома. Мы знаем, что художник жил именно в этом месте.
Сохранилось несколько документов о том, что жена, а потом вдова художника очень дорожила этой картиной и хотела её сохранить для себя. Но она болела, и в конце жизни картина находилась в доме её зятя. Сохранились документы о том, что она хотела бы иметь её при себе. То есть, эта картина играла важную роль в семье художника. Она датирована 1666 годом, а это год, когда исполнилось 30 лет со дня свадьбы Бартоломеусу Ван дер Хелста и Анны де Пир. А свадьба считалась в XVII веке крупнейшим событием нашей земной жизни. И многие женщины доживали до такого 30-летнего юбилея, много рожали детей, много женщин погибало в родах, в болезнях, и поэтому это было огромное событие – 30-летний юбилей, в связи с которым, как предполагают, может быть, и была написана эта картина. Но то, что она играла какую-то особую роль в семье, это несомненно. Об этом свидетельствуют документы.
Лаборатория реставрации станковой живописи в фотографиях представляет все этапы исследования картины. Зримо видна разница после расчистки от лака. Заиграл небесный свод, буйство красок в тележке зеленщицы. В углу проявился белый большой номер – 88. Это инвентарь И. Гоцковского. Второй маленький красный – номер инвентаря Екатерины.
Руководитель лаборатории Виктор Коробов объясняет главные этапы исследования полотна.
В. Коробов: Присутствовали записи, и поверх также ретушь. Собственно, исследования в ультрафиолетовых лучах и в инфракрасной камере показали, что под этими записями находится авторская живопись в очень хорошей сохранности. Анализы лака показали, что лак пигментированный, причём он состоит из двух очень толстых слоёв. Верхние слои – это обычные лаки, нижние слои – это масляные лаки с добавлением тёмного, чёрного пигмента. Как раз это то, чем очень увлекались в XIX веке.
Задача реставраторов заключалась в том, чтобы убрать всё это наносное, не авторское и оставить авторский слой лака, который был изначально. Записи по небу по утратам были обширны и значительны, и они искажали общий колорит самой живописи. Над подписью был открыт номер "88" из коллекции И. Гоцковского.
А что ещё предстоит сделать?
В. Коробов: Предстоит восполнить утраты живописи. При близком рассмотрении можно увидеть незначительные утраты по всей поверхности, который встречаются.
Предыдущая реставрация была уже, когда картина находилась в Эрмитаже в XIX веке?
В. Коробов: Да, проводилась её реставрация, потому что были два сквозных прорыва, на которые были поставлены пластыри. Наши реставраторы убрали эти пластыри, потому что они сильно были деформированы, и эта деформация зрительно была заметна. Над этой картиной работают реставраторы с огромным опытом. Они более 30 лет работают в Эрмитаже. Это Валерий Юрьевич Бровкин и Алексей Сергеевич Никольский. Мы открыты миру и можем демонстрировать новые подходы в реставрации, новые способы исследования экспонатов с тем, чтобы та же общественность имела представление о том, что делается в музее. Представляем свою работу и объясняем доходчиво, что с вещами происходит. Чтобы у зрителей не создавалось впечатления, что в музее существуют копии, подделки и прочее.
Вот Андрей привлекался. Он исследовал картину на инфракрасной камере.
Андрей Викторович Цветков, художник-реставратор.
А. Цветков: То, что вы сейчас можете видеть в углу, например, номер "88", изначально он был закрашен. Очень было интересно в этом случае сравнить несколько видов анализов. То есть, мы сделали съёмку в видимой люминесценции под воздействием ультрафиолетовых лучей. В результате мы у видели, и это можно увидеть на некоторых фотографиях, что очень много по лаку было сделано прописок, достаточно широких. То, что не видно глазу, выглядит странно и некоторым образом даже страшновато. Этот вид исследования даёт картину поверхности.
Инфракрасная съёмка даёт картину глубины того, что мы видим под лаком. Соответственно, сравнивая эти два вида, мы увидели, что под этими поверхностными записями нет никаких утрат, живопись в прекрасной сохранности. Это дало нам возможность на реставрационном совете принять решение о том, что мы можем удалить эти записи. То есть, это всё необходимые сопроводительные исследования, которые дают реставратору полную картину понимания того, с чем он может столкнуться. Что очень важно.
А художник сразу работал мазками? Никаких эскизных, карандашных набросков нет?
А. Цветков: Карандашного рисунка нет. То есть, здесь художник рисовал кистью. Естественно, он не делал это в один приём. То есть, это многослойная живопись, но как таковых подготовительных рисунков на холсте здесь нет.
Бартоломеус Ван дер Хелст до сих пор занимает в Голландской школе высокое место. По точности портретов и удачному подбору колорита его ставят непосредственно после А. Ван Дейка. Продолжает рассказ о картине "Новый рынок в Амстердаме" хранитель голландской живописи Эрмитажа Ирина Соколова.
И. Соколова: Картина производит очень сильное впечатление, и это отмечали ещё старые каталоги XVIII века. Мало того, что натурализм живописи потрясающий, но эти фигуры, которые чуть-чуть больше натуральной величины, общаются как бы со зрителем. Вот сейчас в процессе раскрытия свежего авторского колорита видно, насколько картина была раньше монотонной. Она была всё-таки такая монохромная, а теперь тонкость передачи всех овощей, причём это корнеплоды и овощи ежедневного употребления. цвет этой зелёной капусты, цветной капусты, моркови, ботва, например, корнеплодов создаёт потрясающие живописные эффекты. Живописные эффекты извлечены из такого, в общем, макабрического сюжета, как изображение освежёванной туши. Но этим как раз зрителя XXI века, нас ничем уже не ошарашишь, а тогда это производило такое шоковое впечатление в XVII веке. Причём что значит живописец? Перламутровый пузырь, который надувают дети, и даже свежая кровь, которая стекает на землю, – это, конечно, исключительное мастерство. Недаром Бартоломеус Ван дер Хелст был конкурентом Х. Рембрандта, потрясающим портретистом.
Может быть, мы, привыкшие к таким аристократическим, элитарным портретам Бартоломеуса Ван дер Хелста, видим здесь его с другой стороны, с какой-то интимной стороны его жизни.
Мы с радостью готовим эту картину для демонстрации в Голландии. Для нас это образ Голландии. И картина так и воспринималась в старых эрмитажных документах. И мы надеемся, что и в Голландии её оценят и она займёт там достойное место среди шедевров. Больше 60 шедевров голландской живописи отправляются ненадолго на родину – в Нидерланды. И вот это свидание, наверное, будет всем дорого и приятно.
Через несколько месяцев реставрация полотна будет завершена и до отъезда на выставку в Амстердам эту картину можно будет увидеть на своём обычном месте в Эрмитаже.
Полностью передачу слушайте в аудиофайле программы.
Для писем: 197022, г. Санкт-Петербург, набережная реки Карповки, дом 43, "Радио России", программа "Путешествие в Эрмитаж", Анне Всемирновой.