Путешествие в Эрмитаж "Белое золото царей"
Программу "Путешествие в Эрмитаж" ведёт из петербургской студии "Радио России" Анна Всемирнова.
У посетителей Эрмитажа в эти декабрьские дни есть возможность почувствовать близость новогодних и рождественских праздников. В Николаевском зале, главном зале Невской парадной анфилады, открыта выставка "Из Сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII – начала XX века".
Хотите почувствовать себя гостем, приглашённым на торжественную трапезу? Входите. В любые из трёх дверей зала. В каждом случае входящего ждёт богато сервированный стол на большое количество гостей. Выбирайте, что вам больше понравится.
Арабесковый сервиз. Своё название получил по изображению на посудных формах орнаментальных мотивов, повторяющих росписи фресок, обнаруженных при раскопках Помпеи и Геркуланума. Русский скульптор, француз по происхождению, Яков Иванович (Жан-Доминик) Рашет (Jean-Dominique Rachette) создал для него девять скульптурных композиций, призванных прославлять Екатерину II и её просвещённое правление.
Гурьевский сервиз. Редкой терракотовой окраски времён Александра I. Гурьевский сервиз ещё называют "энциклопедией ампирного орнамента".
Сервиз Королевской берлинской мануфактуры. Подарен германским императором Вильгельмом II к бракосочетанию Николая II с принцессой Алисой Гессенской.
Атмосферу высочайшего приёма в Москве создаёт не только Кремлёвский сервиз в русско-византийском стиле, но и изображённый придворным художником М.А. Зичи "Парадный обед в Грановитой палате Московского Кремля".
Неискушённые посетители в Николаевском зале приходят в восхищение от общей картины торжественного убранства. А знатоки наслаждаются. Помимо реконструкции четырёх столов, в витринах представлено около 50 парадных сервизов из собрания Эрмитажа.
Вместе с куратором выставки, старшим научным сотрудником отдела истории русской культуры Эрмитажа Ириной Багдасаровой мы кратко ознакомимся с экспозицией.
И. Багдасарова: Вот собственный сервиз Елизаветы Петровны. Конечно же, вы сетку узнаёте, этот прообраз знаменитой "кобальтовой сетки", которая сейчас является брендом, визитной карточкой для современного фарфорового производства.
Расцвет парадных сервизов приходится на период Екатерины II. Если Елизавета заказывала фарфоровые сервизы за границей и ей дарили их в качестве дипломатических подарков, то Екатерина II была здесь настойчива в том, что у неё есть своё фарфоровое производство. Она должна видеть эти сервизы на своём столе, и они должны быть русскими.
Когда мы говорим про XVIII век, мы говорим о французской сервировке столов (фр. le service à la française), когда все блюда одной передачи, а передач могло быть несколько, выставлялись одновременно на столе. При входе императрицы в зал раздавалась команда "Крышки", и одновременно поднимались все крышки. И это служило для создания эффекта и вызова удивления. Поэтому, кстати, в XVIII веке меню как таковых, как мы их привыкли видеть в виде карточки, не было. Потому что если бы лежало меню перед сотрапезниками, то они бы уже знали, что там. И эффект удивления от сюрприза пропал бы.
Меню появляется с начала XIX века при Александре I, когда французская сервировка уходит и появляется так называемая "русская сервировка", более привычная и нам сейчас. Когда перед гостями только накрыт куверт (это тарелка, приборы, бокалы на одну персону), а на столе – скульптурное украшение. Максимально, что мы видим ещё, это цветы и фрукты. И то фрукты – как украшение столов. Никто не брал с красивой фарфоровой вазы яблоко и не откусывал его. Это всё было здесь именно как выражение изобилия.
Эрмитаж вместе с Петергофом, музеями Московского Кремля, Русским музеем представляет историю создания и бытования знаменитых императорских сервизов. Придворный ритуал, придворный быт и высокое искусство – всё здесь соединилось вместе.
И. Багдасарова: Уникальная скатерть из Петергофа к нам прибыла. Это придворная скатерть времени Екатерины II. Это большая-большая редкость. Спасибо хранителям Петергофа.
Насколько я понимаю, мастерская по реставрации тканей тоже участвует в этой выставке?
И. Багдасарова: Они восстанавливают старинные фигуры из салфеток. По сохранившимся чертежам реставраторы тканей попробовали сделать возможные на сегодня варианты складывания салфеток. Получилось у них около 10 вариантов. И из десяти по стилю реконструкции того или иного стола мы подобрали четыре варианта. Они их и накрутили. Очень красиво получилось, эти салфетки.
В виде лотоса, в виде кораблика, в виде раскрытой лилии. А если вы обернётесь к Арабесковому сервизу, то это будет веер.
И. Багдасарова: Какие-то элементы не ускользают от исследователей. Например, у нас есть акварель М.А. Зичи "Парадный обед в Концертном зале", где дамы и господа сидят спиною к зрителю. И если приглядеться, то на стульчиках – наклеечки. Эти наклеечки – навигаторы для официантов, для лакеев. Дело в том, что обслуживающие люди, которые обслуживали банкеты, имели закреплённые за каждым номера. И буквально перед трапезой говорили, что у тебя будет с первого по пятый, и они должны были обслуживать эти номера. И костюмы служащих, в том числе служителя по гофмаршальской части, который заведовал хозяйством и Сервизной кладовой, выставлены с двуглавыми орлами, золочёными пуговицами. Эффектно выглядят для посетителей.
На входе в Николаевский зал со стороны Концертного зала представлены костюмы придворных арапов. Со стороны Аванзала – бархатные корзины, в которых уносили парадную посуду после трапезы. Для большой сохранности фарфора эти корзины имеют особую конструкцию – завязываются или застёгиваются с боков. Вояжные корзины брали и на пикники. А в залах Зимнего дворца посуду для сервировки переносили в больших деревянных ящиках с ручками.
Особый интерес вызывают предметы убранства стола, исчезнувшие из обихода сегодня: пладеменажи (настольные украшения со скульптурами и подсвечниками), бульотки (это серебряный чайник со спиртовкой), многоярусные конфектуры и геридоны для сухого десерта, фруктов и ягод. Хранитель фарфора Ян Виленский познакомил с мороженицей.
Я. Виленский: Сейчас морожениц уже таких нет, которые из трёх частей состоят. Представлена мороженица в собранном виде. Здесь специально, как раз наши дизайнеры очень удачно сумели её разъять на части, вниз клался лёд, иногда с солью, чтобы быстрее испарялся лёд и было похолоднее. В белую вкладку клалось мороженое. Мороженое было, понятно, деликатесом.
Хотя мороженое в XVIII веке примерно уже напоминает наше. В энциклопедии Дени Дидро описание мороженого похоже на то, что близко к нашем пломбиру. Дальше наверх тоже мог класться или лёд, или фрукт в крышечку. Мороженое подавалось в небольших чашечках. Чашечки были стандартные, с маленькими ручками, но это был сервиз, сделанный по заказу Екатерины II, когда уже такие формы входили в моду, и поэтому специально для этого сервиза чашечки для мороженого сделаны в виде античных ваз. Они чуть больше, чем стандарты восемьнадцативековые.
А что это за ведёрко с двойными ёмкостями?
Я. Виленский: Это ведёрко для бутылочной передачи. Их ещё называли "ликёрными передачами". Только сюда ставились две небольшие бутылки с ликёром. Сюда также клался лёд, потому что вообще всё спиртное должно быть охлаждённым. Когда мы сейчас давимся красным вином комнатной температуры, не совсем верно. Оно должно быть похолоднее. Не ледяное, как шампанское, но его температура должна быть градусов 12-13. Ну, есть разные мнения. Многие на меня, наверное, кависты-виноделы ополчатся, но в XVIII веке всегда это было всё холодное. Сюда ставились две бутылки. А перегородка для того, когда одну бутылку вынимаешь, вторая чтобы не упала. Ну а дырочки для того, чтобы, когда лёд тает, по ним протекала вода.
В знаменитой книге о вкусной и здоровой пище совершенно другая сервировка стола. Ложка лежит спинкой, как и вилка, а не наоборот?
Я. Виленский: Совершенно резонный вопрос. Манера, порядок и расположение столовых приборов менялись. И уже XIX век очень сильно отличается оттого, что было в XVIII веке. При XVIII веке вилки всегда лежали зубчиками вниз. Кстати, в XX веке тоже такие варианты встречаются. На самом деле, абсолютно строгой единой традиции нет. Столы накрывались в зависимости от правил этикета, а иногда от того, как хотелось владельцу.
Вилка одна на два ножа?
Я. Виленский: В данной ситуации сервиз десертный. В принципе, небольшая закуска пройти могла, а дальше переходили к десерту. Десерт мог быть самым разнообразным.
Представить богатую обстановку, особенности организации высочайших приёмов при дворе помогают эскизы расстановки столов, авторские меню, созданные известными художниками, камер-фурьерские журналы и коронационные альбомы с описанием банкетов. В Зимнем дворце было довольно много мест для накрытия столов. Даже в Эрмитажном театре – от узкого круга гостей до обычных 200 приглашённых и до огромных балов. Зимой столы часто украшали померанцевые деревья с фруктами. Продолжает разговор Ян Виленский.
Я. Виленский: Ставилось всё живое, всё натуральное. Мало того, вообще весь XVIII век, по крайней мере, всю его первую половину и часть XVII века, все настольные украшения делались из съедобных продуктов. Все эти крепости с башенками были из сахара. Единственно, что мучает всех исследователей, что происходило с ними позже? Отгрызал ли кто-то кусочек от башенки, съедали ли потом это слуги? Это неизвестно, по крайней мере, мне. Но это было всё в основном съедобное.
И только уже потом, где-то во второй половине XVIII века, появились настольные украшения из того же фарфора, прославляющие того, ради кого этот банкет проходил.
В XVIII веке на посуду смотрели всё-таки тоже как на искусство. Конечно, разницу между живописью и тарелкой понимали, но сама общая еда (ужин, десерт) подразумевала определённый процесс. Велись разговоры, и человек мог любоваться всем вокруг. И представлением, и зимним садом, если он вокруг был, и посудой. Разглядеть на тарелке, на чашке какую-то роспись, не торопясь, считалось в порядке вещей.
Столовые предметы царапались, когда ими пользовались, понятно, что что-то билось. Вот доделки как раз сервиза с камеями, которые делались при Николае I. Происходило это потому, что чашечки чаще всего бились. Что первым бьётся дома в быту? Чашку чаще всего ты можешь уронить.
У специалистов есть понятие – первичный состав сервиза. Это, когда ансамбль создан полностью. Сервизы XVIII века насчитывали до 1500 предметов. Но посудные вещи со временем бились, и тогда заказывались доделки и дополнения. Поэтому на сервизах одного ансамбля можно видеть марки от Екатерины II до Николая II.
И. Багдасарова: "Белое золото царей" – так называли фарфор в XVIII веке. Его берегли во все времена, даже когда его было в изобилии в XIX – начале XX века. Более того, сервизные кладовые изначально были для хранения бытующей в Зимнем дворце посуды – и на каждый день, и парадной. Но потом, при Николае I, когда пошла музеефикация, сервизные кладовые стали восприниматься и как место хранения старинных сервизов. Ко времени Николая I те же самые елизаветинские сервизы (европейские и русские) воспринимались как старинные, как раритет семьи дома Романовых. Ими пользовались крайне редко и их учитывали. Существовали специальные должности – служители по гофмаршальской части (это было уже во второй половине XIX века), которые, как сейчас мы, хранители, следили и хранили вещи. Кстати, интересный момент: до сих пор, а уже начало XXI века, между хранителями часто происходит такой диалог: "Ты куда идёшь?" – "Я пошёл в кладовку". И все понимают, что ты идёшь в хранение, как бы ни называли его: музейный фонд и так далее. Вот это слово "кладовка" происходит от тех сервизных кладовых.
Таким образом, название выставки получается с двойным смыслом. Мы на ней не только показываем вещи из бывших императорских сервизных кладовых, но и масштабно показываем, что хранится в музейных кладовых в настоящее время.
Выставка "Из Сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII – начала XX века" представляет и подарок Императорского фарфорового завода Эрмитажу – традиционное "Приношение к Рождеству". Нынче это два больших бисквитных павлина, созданные художником Анной Трофимовой. Она назвала птиц "Хранители Сервизных кладовых". Вместе с работами других художников знаменитого завода в соседнем с Николаевским зале "павлины" продолжают тему создания сервизных ансамблей и настольных украшений сегодня.
Для писем: 197022, г. Санкт-Петербург, набережная реки Карповки, дом 43, "Радио России", программа "Путешествие в Эрмитаж", Анне Всемирновой.
Полностью передачу слушайте в аудиофайле программы.