Картинка

Путешествие в Эрмитаж Выставки: "Мы рисуем в Эрмитаже" и "Мариано Фортуни. "Волшебник из Венеции"

2 января 2017, 15:30

Программу "Путешествие в Эрмитаж" ведёт из петербургской студии "Радио России" Анна Всемирнова.

Выставка "Мы рисуем в Эрмитаже"

• В преддверии Нового года посетители Эрмитажа традиционно становятся зрителями костюмированного шествия. Учащиеся изостудии Школьного центра в карнавальных костюмах проходят музейными залами в фойе Эрмитажного театра, где открывается ежегодная выставка работ юных художников "Мы рисуем в Эрмитаже".

Нынче и в Главном штабе открыта ещё одна выставка из архива Школьного центра, посвящённая зимнему Петербургу. В трогательных рисунках малышей и более умелых акварелях учащихся постарше Петербург предстаёт не промозглым тёмным городом, а ярким, волшебным, где возможна любая сказка.

В уходящем 2016 году петербуржцы отмечали 300-летие со дня рождения скульптора Э. Фальконе. И на открытии выставки юные художники читали отрывки из поэмы "Медный всадник" А.С. Пушкина, изучали знаменитый памятник на Сенатской площади, созданный Э. Фальконе. А затем участвовали в игре, придуманной Борисом Константиновичем Кравчунасом. Он уже 41 год руководит изостудией Школьного центра Эрмитажа. И за эти годы в ней учились 1028 юных петербуржцев. В 2016 году выпускники разных лет создали Борису Константиновичу в подарок книгу, где каждая страница посвящена одному из его воспитанников: каким он был и кем он стал.

Б. Кравчунас: Многие стали профессиональными художниками, архитекторами, графиками, режиссёрами - и театральными, и на радио. Есть сценаристы и даже поэты.

В студии всегда стоит очередь. Есть ли какой-то критерий, по которому вы всё-таки отбираете?

Б. Кравчунас: Мы берём пятилетних детей. Это именно этот возраст – некоторый рубеж во взрослении ребёнка. Как известно, они такими скачками растут. Маленький-маленький, вдруг раз… и стал думать по-другому, говорить по-другому. Есть такой момент, когда он рисует объекты и субъекты: зайчик, ёлочка, мячик, и потом начинает рисовать сюжеты. Вот мы как раз стараемся, чтобы вот этот критерий соблюдался. Когда ребёнок начинает рисовать сюжеты, он наш. Мы с каждым ребёнком беседуем, смотрим его работы. Кроме какой-то художественной одарённости, для нас это очень важно, потому что потом с тем, кто этого не умеет ещё делать, начинает случаться травма, потому что он видит, что он так не умеет, он не понимает, о чём идёт речь. Примерно так.

Я однажды был на открытии выставки "моего ребёнка", там люди говорили: вот, выставка в Союзе, там выставка, молодец. Мне пришлось выступить тоже. Я сказал, уверен, что никто из вас, стоящих здесь рядом с большими чинами, не выставлялся в Эрмитаже. А Нина выставлялись шесть лет подряд. И в Эрмитаже хранятся её работы. Все были действительно так немножко обескуражены таким выражением. Эта Нина сейчас очень хороший профессиональный художник, и её сын, в шутку говорю "мой внук", – тоже профессиональный художник, член Союза художников.

Борис Константинович Кравчунас поспешил к ученикам, для которых придумал игру: собрать на большом листе бумаги из разноцветных пазллов изображение Медного всадника. И началась шумная общая работа, которую нам с журналистом Михаилом Кузьминым было очень интересно наблюдать.

Б. Кравчунас: Памятник расчленён на много кусочков, и теперь ваша задача взять паззл и положить его на место. А папы его приклеят. Не торопимся, аккуратно и внимательно. Молодцы! Прекрасно все поучаствовали. Удивительной красоты получился Медный всадник. И ещё снег цветной.

"Мариано Фортуни. "Волшебник из Венеции". Коллекционер. Художник. Кутюрье".

Взрослые посетители Главного штаба Эрмитажа с интересом рассматривают выставку великого дизайнера XX века Мариано Фортуни, его ещё при жизни называли "волшебник из Венеции", коллекционер, художник, кутюрье. Это первая выставка М. Фортуни в России, хотя и мастер, и его работы у нас известны.

Широко известен один из главных шедевров коллекции Эрмитажа – "Ваза Фортуни". Испано-мавританская ваза с золотым люстром, датируемая второй половиной XIV века, считается одной из лучших в мире. Эта ваза поступила в императорский Эрмитаж в 1885 году в составе коллекции парижского антиквара Базилевского, который в свою очередь приобрёл её в семье М. Фортуни.

Ведь Мариано Фортуни – сын известного испанского художника-ориенталиста. Художником со стороны матери был и дед. Унаследованный талант Мариано Фортуни приумножил. Он был подающим надежды художником, скульптором, архитектором, фотографом, но, в конце концов, предпочёл стать дизайнером.

С 1901 по 1933 годы М. Фортуни получил 18 патентов на свои изобретения в самых разных областях. Например, в сфере декоративного и театрального освещения.

М. Фортуни увлёкся набойкой ткани, создал коллекцию парчи, бархата и гобеленов в венецианской технике XIV-XV веков и в 1901 году представил сшитые из этих материалов модели в Париже. С 1909 года, открыв в Венеции демонстрационный зал, он начал продавать свой текстиль и одежду. В Венеции до сих пор работает фабрика Фортуни, выпускает ткани по его проектам и с соблюдением исторических технологий украшения тканей.

Выставка в Главном штабе – совместный проект Эрмитажа и городских музеев Венеции. Рассказывает куратор выставки Татьяна Лехович.

Т. Лехович: Мы получили экспонаты из нескольких коллекций. Основное количество пришло к нам из Венеции, из Палаццо (Музея) Фортуни (Palazzo Fortuny), в коллекции 142 предмета, из Палаццо Мочениго (Palazzo Mocenigo), из Нью-Йорка прекрасные платья пришли и ткани. Это коллекция фабрики, которая работает в Венеции, но владельцы её – американцы, поэтому коллекция находится в Нью-Йорке. И пять экспонатов мы получили из Москвы от Назима Султановича Мустафаева. У него есть "дельфос", которого у нас нет, и у него есть платья, к которым есть туфли. Ни у кого нет туфель М. Фортуни.

Н. Мустафаев: Вообще-то, я действительно коллекционер обуви. У меня свыше 2,5 тысячи пар обуви начиная с середины XVII века до современности. И я, собирая обувь, незаметно перешёл на бисерные платья 20-х годов. Их тоже огромная коллекция. И принципиально мы начали собирать костюмы для иллюстрации обуви. Обычно делают наоборот. И, конечно же, когда представился случай купить платье М. Фортуни с обувью из той же ткани, это была уникальная возможность, и я ею воспользовался. И, наверное, это один из немногих в мире случаев, во всяком случае, я больше не знаю, комплекта с обувью, сделанной из ткани М. Фортуни. То есть, хозяйка платья заказала себе такую же ткань, и английский обувщик У. Смит сделал для неё обувь. Комплект теперь у нас в коллекции. Мы рады предоставить его для этой выставки.

Это обувь не уличная?

Н. Мустафаев: Она, конечно, носилась везде. Если говорить о сегодняшней ленинградской улице, нет, конечно. Но видно, что она носилась. Никто не делал обувь из ткани М. Фортуни. А здесь человек, настолько, видимо, вдохновился этим костюмом. У этой дамы было не одно платье, но вот один комплект был именно с обувью. И это впечатляет.

А он сам не делал обувь?

Н. Мустафаев: Нет. Он делал только ткани и конструировал платья, а обувь никогда не делал. Поэтому нет таких примеров. И фабрика, например, когда увидела фотографию, они сказали, что никогда не видели обуви, сделанной из ткани М. Фортуни.

Большая часть его коллекции находится в Мадриде. Он ведь испанец по происхождению, и в Музее костюма в Мадриде (Museo del Traje) – большая коллекция М. Фортуни. Даже, наверное, больше, чем сейчас в Италии.

Если говорить об особенностях тканей М. Фортуни…

Н. Мустафаев: Это бархат. Основная часть тканей и работы его – набойка по бархату. Это именно его особенность. И если вы посмотрите внимательно на фотографии или в Интернете, очень часто не можете себе представить, что это, но когда ты видишь это вживую, ты понимаешь, что это сделано настолько интересно, что создаётся ощущение, что это кружево. А на самом деле это набойка золотой краской на чёрном бархате, на тёмно-золотом бархате. Это его любимые, пожалуй, цвета.

Ну и, конечно же, секрет, который сейчас утерян, – это секрет плиссировки ткани "дельфос", который уже не восстановить. Хотя говорят, что сейчас фабрика над этим работает, но это был уникальный секрет. Потому что шёлк невозможно поставить в такие условия, чтобы его плиссировать и он удержался, и держался годами. Говорят, что в 20-е годы, когда женщины начали выходить в общественной жизни на первый план и осваивать новые для себя виды деятельности (например, автомобили), проводились всяческие конкурсы. Я читал про один из таких конкурсов, когда условием было не только победить, но и выглядеть элегантно после победы. Победила женщина, которая была одета в кожаный комбинезон. Когда она его сняла, под ним было платье "дельфос". Она выглядела идеально. Так что это особый секрет и особая вещь.

Выставка Мариано Фортуни в Главном штабе Эрмитажа – для эстетов. Совершенный крой и необычный цвет делают его изделия не только предметом одежды, но и предметом искусства. В том числе и знаменитое платье "дельфос" – платье-туника из плиссированного шёлка в пол. Это платье можно сложить в маленькую сумочку, платье остаётся безупречным.

Блок исторических фотографий рассказывает об истории фабрики Фортуни. Среди фотографий знаменитостей – портрет Айседоры Дункан с дочерью и Сергеем Есениным в костюмах, созданных знаменитым кутюрье. В качестве исторических параллелей наследию Мариано Фортуни из коллекции Эрмитажа представлено итальянские средневековые ренессансные ткани, коптские ткани, античная скульптура и восточная керамика.

Завершая год, Эрмитаж принимал гостей и партнёров. Были подписаны соглашения о сотрудничестве. В частности, о расширении научных и культурных проектов, связанных с работой Центра "Эрмитаж-Италия". Соглашение с концерном "Цейсс" (Carl Zeiss AG) подписано на пять лет. И это продолжение сотрудничества в совершенствовании методов научной реставрации. На встрече с журналистами директор Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил.

М. Пиотровский: В этом году, думаю, у нас будет около 4 миллионов посетителей. Этот тот предел, который позволяет людям более или менее комфортно посещать музей. Мы обновляем сейчас всю нашу систему передвижения инвалидов. Она у нас есть, и, в общем, всё в Эрмитаже доступно, но вот эти системы подъёма колясок – старые, и работать с ними трудно. И собираемся, нашли спонсоров, полностью обновить подъёмники.

Вся наша работа идёт по концепции "Большой Эрмитаж". То есть, Эрмитаж – здесь, а выставки – это эрмитажные центры, Эрмитаж в Интернете. Сейчас наша главная задача – больше обернуться к Петербургу, хотя есть наши спутники – в Амстердаме, в Венеции, в Выборге, в Казани. Мы готовим новые: в Екатеринбурге, в Калуге, в Омске, во Владивостоке, в Москве и в Барселоне. В этих местах мы проводим Дни Эрмитажа. И постепенно там формируются места, где будет всё работать.

Но очень сильно разворачиваемся к городу. Мы хотим вот это всё пространство вокруг Дворцовой площади сделать так, чтобы оно жило в ритме Эрмитажа. Главный штаб, первый этаж, Большая Морская, Дворцовая площадь, Шуваловский проезд – всё это мы условно называем "Форум" и хотим ему придать дух городского форума, открытых пространств, в которых всякие культурные действа происходят.

7 декабря, мы просили, и губернатор, правительство города согласились, становится с будущего года официальным праздником Государственного Эрмитажа. В этот день Эрмитаж работает бесплатно. Бесплатные дни – очень важная вещь и лучше разных других псевдольгот. Льгот у нас нет, у нас есть только привилегии, которые платятся из нашего кармана, но когда бесплатный вход, он даёт возможность всем прийти.

Для писем: 197022, г. Санкт-Петербург, набережная реки Карповки, дом 43, "Радио России", программа "Путешествие в Эрмитаж", Анне Всемирновой.

Полностью передачу слушайте в аудиофайле программы.

Путешествие в Эрмитаж. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация