Кино "Пина" расскажет без слов о самых важных вещах

31 июля 2011, 02:56

Немецкий режиссёр Вим Вендерс снял фильм в 3D о реформаторе современного танца и театра в целом - гениальной Пине Бауш. С подробностями о картине - Антон Долин в рубрике "Кино" на радио "Вести ФМ". 

"Пина: Танец страсти в 3D". Простим российским прокатчикам это неуклюжее донельзя название, поскольку вряд ли они могут рассчитывать на то, что среднестатистическому зрителю - даже зрителю авторского или интеллектуального кино - имя "Пина" само по себе (а в оригинале только оно и стоит в заголовке) моментально напомнит о Пине Бауш. Речь, меж тем, именно о ней. Но это не значит, что фильм рассчитан только на тех, кто досконально изучил ее творчество и является его поклонником. Однако рассказать предысторию все же надо.

Гениальная Пина Бауш - реформатор современного танца и театра в целом, основательница и бессменный руководитель Вуппертальского театра танца, безвременно ушла из жизни два года назад, как раз накануне российских гастролей ее театра. Ей было 68 лет. Ее давний товарищ Вим Вендерс много лет лелеял мечту сделать фильм о Пине Бауш и ее театре, но не знал, как; казалось бы, после смерти хореографа с мечтами стоило бы окончательно расстаться. Не тут-то было.

Помогло 3D. Пути, Вендерс стал первым режиссером так называемого авторского кинематографа, который придумал, как использовать эту приватизированную развлекательным кино технологию в художественных целях. Вендерс впервые попытал свои силы в трехмерном кино год назад, делая заказной экспериментальный фильм для венецианской архитектурной биеннале, и ему понравилось. Тогда он взял четыре еще живых спектакля Пины Бауш и попросил артистов ее театра - и ветеранов, и молодых - разыграть их перед его камерами, а потом превратил смикшированные фрагменты этих спектаклей в уникальное зрелище. Вендерс попросил танцоров не только исполнить шедевры Бауш, но и рассказать о ней или о том, как они сами изменились, придя в ее театр. Но на экране - только неподвижные лица, а слова звучат исключительно за кадром: лицо не менее, а то и более выразительно, чем текст, а тело танцора - еще выразительнее.

Близость открытий Пины Бауш, превратившей танец из формального балетного упражнения в живое драматичное - а подчас и комическое - действо, к кинематографу отмечали многие. Её снимали Федерико Феллини и Педро Альмодовар, но подарить ее открытиям вечную жизнь на экране смог только Вендерс. Это тем удивительнее, что когда-то выдающийся немецкий режиссер уже лет двадцать не производил на свет по-настоящему ярких или оригинальных картин.

Перенеся действие сцен из "Весны священной", "Кафе Мюллер" и других хрестоматийных спектаклей Бауш на экран, Вендерс одухотворил и оживил их для зрителей в кинозале, позволив тем проникнуть, нет, не за кулисы, а на сцену, в самую гущу живых, дышащих, чувствующих людей, а вовсе не идеальных танцоров-спортсменов, как в классическом балете. Чтобы подтвердить жизненность и житейскость гения Бауш, Вендерс перенес иные сцены в естественную среду - на улицы города или на его окраины, в лес, или на берег реки, или на оживленный перекресток, или внутрь подвесного вуппертальского трамвайчика.

В итоге, "Пина" - во многих отношениях феноменальный фильм, говорящий без слов о самых важных вещах, значительно превосходящих по значимости специфическое понятие "современный танец". Поверьте, вне зависимости от вашего знакомства с Вендерсом и Бауш, вне связи с тем, как часто вы ходите в театр или на балет, этот фильм стоит увидеть.  

Кино. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация