Интервью Капризных звезд не бывает
Персоны
Гостем студии радио "Вести ФМ" стал Михаил Королев - один из лучших фотографов России, который входит в двадцатку ведущих фотографов Европы. Он сотрудничал практически со всеми московскими глянцевыми журналами. Его фотоальбом "Митохондрическая Ева" только что поступил в продажу. В этой книге он собрал более 100 самых ярких, по мнению автора, представительниц современности и представил их лучшие фотографии в стиле ню и жанрового портрета, созданные им за последние годы. Музами мастера стали среди прочих певица Земфира, актриса Чулпан Хаматова, телеведущие Ксения Собчак, Анна Чапман и Тина Канделаки. Об искусстве фотографии, о женской красоте и своих знаменитых моделях фотограф рассказал в беседе с культурным обозревателем Григорием Заславский.
Заславский: Знаменитый фотограф Михаил Королев сегодня гость "Вестей ФМ". И я с удовольствием представляю вас в студии. Здравствуйте.
Королев: Добрый день.
Заславский: Несмотря на то, что, естественно, каждый человек, который приходит в студию, иметь право ожидать вопросов, которые имеют отношение лично к вам, все-таки я бы начал чуть-чуть с другого и пару вопросов задал бы не совсем о вас. В Москве открывается фотобиеннале, сразу серия выставок. Ходите ли вы на выставки других людей? Я понимаю, что фотобиеннале - это не совсем проект "Мод и стиль в фотографии", но тем не менее, интересно ли вам, что делают ваши коллеги в мире?
Королев: Разумеется, интересно. Фотография - моя любимая профессия и мое любимое занятие. И, конечно, я смотрю все, что можно посмотреть вокруг фотографии.
Заславский: Когда я поступал в ГИТТИС, мой товарищ, ныне художественный руководитель театра "Геликон-Опера" Дмитрий Беркман говорил мне: "Спросят тебя любимого режиссера - никогда в жизни не называй никого из живых. Скажи: Станиславский и Немирович-Данченко, не прогадаешь, они давно умерли, их все любят". Насколько это верно для вас, для круга фотографов? Можете ли вы назвать кого-то из ныне живущих фотографов, кто вам интересен и чье творчество вызывает какое-то ваше любопытство?
Королев: Таких фотографов много. Но такими иконами для меня являются, наверное, такие фотографы, как Стивен Мейзел, Энни Лейбовец и уже, к сожалению, ушедшие Аведон, Ньютон. Есть какие-то величайшие имена в фотографии, которые мне нравятся тоже.
Заславский: А у них что-то можно украсть? Вообще, когда смотрите их фотографии, можно ли что-то такое взять из их опыта, что станет вашим?
Королев: Я думаю, что только слепой не обошелся без цитирования каких-то великих фотографов, но повторить невозможно, конечно. Даже если попытаться сделать копию, фотография не получается копией, будет подделка. Но в период ученичества каждый фотограф, наверное, проходит вот такой вот какой-то период заимствования немножко. Не знаю, был ли у меня такой период. Сейчас уже стараюсь как-то делать по-своему точно.
Заславский: У человека, который становится знаменитым, известным фотографом, который входит в пятерку лучших фотографов бывшего СССР, СНГ, России, можно что-то позаимствовать?
Королев: Заимствовать невозможно. Нужно просто учитывать опыт тех людей, на которых хочется как-то смотреть и на них равняться. Но позаимствовать, мне кажется, невозможно. Потому что фотограф - это же не техника, это в первую очередь взгляд, какой-то свой взгляд, интеллект или там что-то еще. Поэтому как можно украсть чужой интеллект? Я не знаю, невозможно. У меня, кстати, был интересный эпизод. Приезжал в Москву Ричард Аведон (давно, лет 15 назад), и с одним коллегой-фотографом мы имели счастье встретиться с ним, и попросились к нему на съемку в Америку приехать на один день за свой счет, только посмотреть, как он снимает. Он сказал: "Это бесполезно, все у меня внутри". И показал на голову: "Все в голове, вы ничего не вынете оттуда". И мы не поехали.
Заславский: Простите, человеческое любопытство пересилить невозможно. Когда моделями становятся такие известные, всемирно известные актрисы или модели, или супермодели, они могут оказаться покорными и будут делать все, что предлагает им фотограф?
Королев: По-настоящему великие звезды или просто хорошие профессионалы обычно понимают, что если уже надо сниматься у фотографа, то нужно делать это хорошо, потому что это в первую очередь работает на них. Поэтому капризных звезд не бывает. И если человек капризничает на съемке, значит он вряд ли звезда, а скорее всего случайно вот на минуточку взлетевшее куда-то к интересу людей человеческое существо, которое скоро собственно и пропадет из поля зрения. Потому что настоящая звезда понимает: прежде всего результат нужен ей.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью