Картинка

Интервью Фильм "Орда" стал сюрпризом для всех

22 сентября 2012, 22:47

В российский прокат вышел фильм Андрея Прошкина "Орда", получивший две награды на летнем Московском кинофестивале. Эта картина - не только самый крупный проект российского кино за последние несколько лет, но и самый дорогостоящий - бюджет картины составил около 12 миллионов долларов. Фильм рассказывает о событиях времен Золотой Одры середины XIV века. О высоких материях и трудностях изображения этого исторического периода режиссер рассказал культурному обозревателю радио "Вести ФМ" Антону Долину.

Долин: Здравствуйте. У микрофона Антон Долин. И сегодня мы встречаем в нашей студии режиссера Андрея Прошкина. Андрей, привет.

Прошкин: Здравствуйте.

Долин: Фильм Андрея "Орда", фильм, я бы сказал, довольно необычный. Все ваши предыдущие картины были достаточно камерными, тем, что у нас условно называется авторским кино, а здесь практически блокбастер.

Прошкин: Да, это такой сюрприз был для меня самого.

Долин: Идея картины, действие которой происходит в средневековье. Золотая Орда, Митрополит Алексий, который идет в Орду для того, чтобы попытаться исцелить ослепшую мать хана, откуда все это взялось? Мы видим, что продюсеры там, среди продюсеров "Православная энциклопедия", мы видим, что сценарист Юрий Арабов. Чья была идея? Это было предложение продюсеров сделать такую историю? Это был сценарий готовый? Или это был ваш замысел? Как это все складывалось?

Прошкин: Это в прямом смысле то, что называется заказ. Сначала позвонили мне из "Православной энциклопедии", сказали: вот у нас есть идея сделать картину "Святитель Алексий". И я, честно говоря, с ними встретился, рассчитывая вежливо отказаться, и на этой встрече говорил о том, что вам, наверное, нужно некое кино, которое будет привлекать людей в церковь, заодно немножко воспевать великую Русь. И это не моя тема, вообще как бы пропаганда - совсем не мой язык. Я считаю, что искусство не должно этим заниматься.

Тем не менее у нас получился какой-то очень хороший разговор, где они сказали, что нет, мы совершенно не хотим пропаганды, мы как раз хотим такую честную, в достаточной степени авторскую картину. А Арабов сказал: у меня есть тема, которую я разрабатываю уже последний десяток лет, наверное, это тема жертвы. Вот единственное, что я могу сделать, это я могу совместить фигуру святителя Алексия и вот эту свою тему. И так как-то буквально в паре разговоров возник сюжет.

Долин: Технически, кроме того, что этот заказ был сделан вначале людьми, которые стали продюсерами фильма, дальше, в процессе работы - работа над сценарием, работа над картиной, как это говорилось в советское время, приемка картины, вот она готова, они, наверное, ее смотрят - были ли какие-то их вмешательства в любую сторону? И если были, то были ли они в хорошую сторону или в плохую, в процесс?

Прошкин: Были. Были совершенно как в работе с любым продюсером, они не были идеологическими.

Долин: Но это люди как продюсеры ведь неопытные, я правильно понимаю?

Прошкин: Они до этого сделали, у них студия, которая в основном занималась документальными картинами, и они сделали картину "Поп". Но тем не менее Сергей Кравец - руководитель "Православной энциклопедии" человек очень умный, начитанный, культурный. Поэтому эти разговоры так или иначе, они были достаточно продуктивны. Безусловно, какие-то вещи, нас упрекают, что у нас какая-то елейная Русь. Я, правда, не до конца понимают, где там елей.

Долин: Там, во-первых, и Руси-то почти нет, с этого начнем. 10 минут за фильм, который длится два часа.

Прошкин: Ну да. Но я понимаю, в чем определенные претензии, почему эта часть вызывает вопросы. Потому что Орда, так сказать, по своей внешней составляющей, да собственно и в поведении людей, она придумана, исходя из каких-то наших, своих задач. То есть мы знали источники и работали, отталкиваясь от них, а не копируя их. Это такой для исторического кино на самом деле абсолютно правильный путь, как я сейчас  понимаю. В Руси мы были наоборот значительно более буквальны. У нас была масса консультантов, поскольку "Православная энциклопедия", которые даже в какой-то момент превращались в цензоров и говорили: нет-нет, вот это вот нельзя, потому что было так, а это нельзя, потому что было именно так... И вот эта вот, так сказать, недостаточная свобода фантазии в русских эпизодах, конечно, немножко сказывается.

Долин: Хорошо. Тогда, если мы уж начали говорить про Юрия Арабова, то его некоторые последние работы, я бы исключил из этого ряда "Фауст" сокуровский,  но если взять "Юрьев день", "Чудо", которые делал ваш отец Александр Прошкин, и "Орду", соответственно мы видим, что сценарист, один из лучших наших сценаристов, сейчас крайне напряженно, активно, как-то углубленно изучает основы и веры, и религии, и конкретно православия в нашей стране.

Прошкин: Ну, дело в том, что Юрий Арабов, для него жизнь и вера не разделяются. А вот как раз для наших героев, скажем, это вещи малопересекающиеся. У Юрия Николаевича все в этом смысле и сложнее, и проще. Мне кажется, у него есть ощущение какого-то тупика, в первую очередь нравственного, наверное, в который мы так как-то вползаем или падаем. И мне кажется, вера дает ему какую-то надежду, и поэтому у него это очень соединяется: вот жизнь, сегодняшняя жизнь, и христианство.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Новые выпуски

Авто-геолокация