Интервью Максим Суханов: история не должна скользить по поверхности
Персоны
На уходящей неделе в
прокат вышел новый фильм Константина Лопушанского "Роль". Эта лента
была одной из самых громких премьер в конкурсной программе Московского
кинофестиваля. Фильм рассказывает о судьбе талантливого актера, который решил
сыграть свою лучшую, на его взгляд, роль. Вот только время для этого
эксперимента было явно неудачным - начало 20-х годов в советской России. Культурный обозреватель Антон Долин беседовал о фильме с
актёром Максимом Сухановым в эфире радио "Вести ФМ".
Долин:
Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. Сегодня гостем нашей студии стал
замечательный актер Максим Суханов. Максим, привет.
Суханов: Привет.
Долин: Повод для нашей встречи, мне
кажется, знаменательный, действительно важный - это выход на экраны фильма
"Роль". Это новый фильм Константина Лопушанского - режиссера, который
не так часто нас радует своими новыми работами, режиссера вообще особенного и
необычного. Человек, который начинал когда-то с культовой ленты "Письма
мертвого человека" и который вообще на самом деле ни на кого не похож из
тех, кто снимает в России вот в последние там 20-30 лет. И Максим, который тоже
в последнее время не очень часто снимается в кино, сыграл тут роль, если можно
назвать это словом "роль", их там на самом деле несколько, можно даже
сказать, что их три. Давайте с этого, наверное, и начнем. Что именно сподвигло
вас, человека, который, видимо, часто отказывает каким-то сценаристам и
режиссерам, здесь согласиться? Потому что, судя по всему, задача стояла очень непростая.
Суханов: Я бы с этого, наверное, и начал.
Мне, в общем, всегда интересны задачи непростые, и насколько это возможно,
чтобы история не скользила по поверхности, и все то, что там происходит, как
можно было более многослойнее. И, в общем, когда я получил сценарий и прочитал
его, тем более я уже знал, что это мне предлагает Константин Сергеевич, я его
работы знал, естественно, заранее и с большой любовью к ним относился, и я, в
общем, предложение это принял сразу. Конечно, история, связанная с гражданской
войной, с революцией, меня лично заинтересовала тем, что вряд ли мы до конца
можем представить жизнь людей того времени, буквально всех людей в нашей
стране, наверное, жизнь, в общем, в пограничном состоянии, когда каждый день
происходят события, которые подвергают опасности любую жизнь. И, в общем, в
этой связи пересечение людей творческих и просто, так сказать, людей, желающих
перемены жизни какой бы то ни было, ну вот мне все это было очень интересно.
Долин: Мне показался очень интересным в
фильме образ, центральный или один из, образ перехода границы. Понятно, что там
сюжет об этом, о том, как... ну, я расскажу нашим слушателям, которые еще не
видели картину, если не видели ее на Московском фестивале, где была премьера,
что это история о том, как знаменитый русский актер, живущий и работающий в
эмиграции в годы гражданской войны и сразу после гражданской войны, решает с
риском для жизни и совершенно без какой-то выгоды для себя перейти границу и
попасть в советскую Россию для того, чтобы там вжиться в роль и играть ее день
и ночь, играть ее не на подмостках, не перед камерой, роль своего двойника,
которого он когда-то встретил. А двойник - человек действительно с
противоположной стороны баррикад.
Суханов: Да, совершенно полярный.
Долин: Да, это комиссар, жестокий
комиссар, а вовсе не мягкотелый интеллигент. И вот об этом преображении фильм и
говорит. И когда вот об этой границе я думал, мне пришло в голову, что
изображение гражданской войны, вот не случайно она была гражданской, оно
драматично тем, что сама история так постановила, что есть два концептуально
противоположных представления о том, что это было такое, вот советское, ну и
как бы антисоветское - эмигрантское либо в каких-то книгах, которые писались в
России, но не были опубликованы при советской власти. И объединить их в один
фильм, в одну художественную ткань мало кому удавалось. Ну, наверное,
единственный удачный был пример - это фильм "Бег" Алова и
Наумова, больше я даже и не вспомню. Вот насколько, как вам кажется, удалось и
в этих двух персонажах, и в сценарии, и в фильме объединить два этих подхода?
Потому что, с одной стороны, гражданская война и революция - чудовищная
катастрофа и трагедия, а с другой стороны - это рождение новой вселенной,
нового мира и новой идеологии, которая многих людей... ну, дала им счастье.
Суханов: Да. Но так или иначе, для меня
вообще все это время связано прежде всего с жутью. Я не могу сказать, что оно
мной воспринималось когда-либо с тем, что вот сейчас перестанет быть
гражданская война, и люди начнут жить счастливо, и все будут довольны тем, что
произошло. И, естественно, все мои фантазии на этот счет - уже фантазии
сегодняшнего времени.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью