Картинка

Интервью Максим Суханов: история не должна скользить по поверхности

6 октября 2013, 22:11

Персоны

На уходящей неделе в прокат вышел новый фильм Константина Лопушанского "Роль". Эта лента была одной из самых громких премьер в конкурсной программе Московского кинофестиваля. Фильм рассказывает о судьбе талантливого актера, который решил сыграть свою лучшую, на его взгляд, роль. Вот только время для этого эксперимента было явно неудачным - начало 20-х годов в советской России. Культурный обозреватель Антон Долин беседовал о фильме с актёром Максимом Сухановым в эфире радио "Вести ФМ".

Долин: Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. Сегодня гостем нашей студии стал замечательный актер Максим Суханов. Максим, привет.

Суханов: Привет.

Долин: Повод для нашей встречи, мне кажется, знаменательный, действительно важный - это выход на экраны фильма "Роль". Это новый фильм Константина Лопушанского - режиссера, который не так часто нас радует своими новыми работами, режиссера вообще особенного и необычного. Человек, который начинал когда-то с культовой ленты "Письма мертвого человека" и который вообще на самом деле ни на кого не похож из тех, кто снимает в России вот в последние там 20-30 лет. И Максим, который тоже в последнее время не очень часто снимается в кино, сыграл тут роль, если можно назвать это словом "роль", их там на самом деле несколько, можно даже сказать, что их три. Давайте с этого, наверное, и начнем. Что именно сподвигло вас, человека, который, видимо, часто отказывает каким-то сценаристам и режиссерам, здесь согласиться? Потому что, судя по всему, задача стояла очень непростая.

Суханов: Я бы с этого, наверное, и начал. Мне, в общем, всегда интересны задачи непростые, и насколько это возможно, чтобы история не скользила по поверхности, и все то, что там происходит, как можно было более многослойнее. И, в общем, когда я получил сценарий и прочитал его, тем более я уже знал, что это мне предлагает Константин Сергеевич, я его работы знал, естественно, заранее и с большой любовью к ним относился, и я, в общем, предложение это принял сразу. Конечно, история, связанная с гражданской войной, с революцией, меня лично заинтересовала тем, что вряд ли мы до конца можем представить жизнь людей того времени, буквально всех людей в нашей стране, наверное, жизнь, в общем, в пограничном состоянии, когда каждый день происходят события, которые подвергают опасности любую жизнь. И, в общем, в этой связи пересечение людей творческих и просто, так сказать, людей, желающих перемены жизни какой бы то ни было, ну вот мне все это было очень интересно.

Долин: Мне показался очень интересным в фильме образ, центральный или один из, образ перехода границы. Понятно, что там сюжет об этом, о том, как... ну, я расскажу нашим слушателям, которые еще не видели картину, если не видели ее на Московском фестивале, где была премьера, что это история о том, как знаменитый русский актер, живущий и работающий в эмиграции в годы гражданской войны и сразу после гражданской войны, решает с риском для жизни и совершенно без какой-то выгоды для себя перейти границу и попасть в советскую Россию для того, чтобы там вжиться в роль и играть ее день и ночь, играть ее не на подмостках, не перед камерой, роль своего двойника, которого он когда-то встретил. А двойник - человек действительно с противоположной стороны баррикад.

Суханов: Да, совершенно полярный.

Долин: Да, это комиссар, жестокий комиссар, а вовсе не мягкотелый интеллигент. И вот об этом преображении фильм и говорит. И когда вот об этой границе я думал, мне пришло в голову, что изображение гражданской войны, вот не случайно она была гражданской, оно драматично тем, что сама история так постановила, что есть два концептуально противоположных представления о том, что это было такое, вот советское, ну и как бы антисоветское - эмигрантское либо в каких-то книгах, которые писались в России, но не были опубликованы при советской власти. И объединить их в один фильм, в одну художественную ткань мало кому удавалось. Ну, наверное, единственный удачный был пример - это  фильм "Бег" Алова и Наумова, больше я даже и не вспомню. Вот насколько, как вам кажется, удалось и в этих двух персонажах, и в сценарии, и в фильме объединить два этих подхода? Потому что, с одной стороны, гражданская война и революция - чудовищная катастрофа и трагедия, а с другой стороны - это рождение новой вселенной, нового мира и новой идеологии, которая многих людей... ну, дала им счастье.

Суханов: Да. Но так или иначе, для меня вообще все это время связано прежде всего с жутью. Я не могу сказать, что оно мной воспринималось когда-либо с тем, что вот сейчас перестанет быть гражданская война, и люди начнут жить счастливо, и все будут довольны тем, что произошло. И, естественно, все мои фантазии на этот счет - уже фантазии сегодняшнего времени.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация