Картинка

Интервью Александр Котт: у меня есть иммунитет от мнения критиков

13 июня 2014, 15:36

Персоны

В Сочи на российском кинофестивале "Кинотавр" вручили награды. Триумфатором этого года стал молодой, но уже известный режиссер Александр Котт, снявший нашумевший фильм "Брестская крепость". И вот его новая работа - лента "Испытание" - картина без слов -  получила призы сразу в нескольких номинациях, в частности за "Лучший фильм" и "Лучшую операторскую работу". Об этом культурный обозреватель Антон Долин беседовал с режиссёром Александром Коттом в эфире радио "Вести ФМ".

Долин: Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. И сегодня мы рады приветствовать в нашей студии Александра Котта, кинорежиссера. Саша, привет.

Котт: Привет.

Долин: И это действительно большое для нас прекрасное событие, потому что наш гост приехал к нам ну почти что сразу из солнечного Сочи, где закрылся юбилейный 25-й фестиваль "Кинотавр", и картина "Испытание", сделанная Александром, собственно говоря, получила сразу три награды, две из них главные, основные. Во-первых, это "СЛОН" - главный приз от жюри кинокритиков, во-вторых, это приз "За лучшую операторскую работу", ну и, в-третьих, и это самое главное - приз, опять же от основного жюри под руководством Андрея Звягинцева, "За лучший фильм фестиваля". Саша, какие первые чувства и ощущения, они уже как-то развеялись немножко, или все еще смятение в голове?

Котт: Да нет, я успокоился, в общем-то. А первые чувства были, конечно, такие невероятные, потому что я действительно не ожидал, во-первых, приз критиков, потому что я существую немножко в другом пространстве, существовал, как минимум. Сейчас ощущение, что зашел на чужую территорию, быстро схватил приз и обратно.

Долин: Ну, пока еще не обратно, во-первых.

Котт: Пока да, но какое-то такое... Нет, это прекрасно и здорово, что оценили фильм, который, в общем-то, делался реально для себя. То есть когда мы снимали, когда мы там монтировали, мы все говорили, шутили: жалко, что вот сами себе делаем кино, вместе посмотрим, и как бы на этом все забудется. Но я думал, что, в общем, у меня есть достаточный иммунитет от мнения там критиков: получил приз, не получил, ну то есть было ощущение, что будь, что будет. Но когда я вышел на сцену и объявили меня, я понял, что мне не все равно, и сложно сформулировать: реально это важно и важно на самом деле не для фильма, а для меня лично. Потому что мы сделали кино, которое я хотел снимать практически после ВГИКа.

Долин: Довольно интересно то, что об этом много раз говорилось в старые времена, ну как бы до возникновения этой новой индустрии российского кино, то есть когда кино стало зарабатывать деньги. Так оно не зарабатывало, когда был "Кинотавр", старый еще, рудинштейновский, все время говорили о том, что... ну, те, кому не нравилось, ругались, что это просто тусовка, люди ездят выпивать, а кино так, заодно. Но всем остальным было понятно, что сочинский анклав - это единственная просто среда, где кинематограф русский может как-то выживать. Ему надо как-то жить, правильно, чем-то  подпитываться. Публикой он подпитываться не мог, никакого проката не было, на телевидении толком тоже ничего не показывали, и, в общем, единственная подпитка такая и была: поехать туда, и в кругу коллег, прессы, каких-то случайных иногда зрителей все-таки свою порцию тепла получить, чтобы иметь моральные силы снимать дальше. И вот сейчас ты рассказываешь о своей реакции, и я понимаю, что несмотря на то, как многое вроде бы изменилось, на самом деле ничего не изменилось, по-прежнему это, вот как там рядом с Зимним театром в Сочи такой небольшой дендрарий для режиссеров и для киношников, чтобы это были не абстрактные какие-то цифры большие или чаще маленькие бокс-офиса, а совершено реальное тепло.

Котт: Ну да, я это тепло реально ощутил, и поэтому... ну, как бы источник вдохновения, скажем так.

Долин: А для тебя было удивительно вот на первом этапе, когда фильм вообще отобрали в конкурс "Кинотавра"? Это первое твое участие в кинотавровском конкурсе?

Котт: Я участвовал с короткометражкой, тоже бессловесно, называлось "Рыба", это было лет пять назад. И там в жюри была Аня Меликян, и мне дали там приз за... ну примерно такую же формулировку, как и сейчас. А так, с полнометражным фильмом - это впервые. У меня всего их три. Первый - это "Ехали два шофера", который получил там на "Киношоке" за режиссуру. Потом "Брестская крепость", который не является фестивальным ну никак. И вот третий фильм.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация