Картинка

Интервью Образ разведчика Барковского создавался по крупицам

2 сентября 2014, 22:35

Персоны

Корнеевский: Сегодня к 70-летию Победы на телеканале "Россия" выходит фильм "Атомная драма Владимира Барковского". В гостях на радио "Вести ФМ" – режиссёр этой ленты Игорь Холодков.

Вообще, когда мы стали читать об этом разведчике, пытаться найти хоть какую-то информацию, конкретной информации очень мало. Обычно в разведывательном сообществе это значит, что у него не было провалов в работе. Но это для разведчиков хорошо, а для документалистов, для журналистов это не слишком. Это лишние трудности. Как вы их преодолевали?

Холодков: Трудности героически преодолевали. Нет, действительно информации крайне мало. Собирали по крупицам. Практически всю ту информацию, которой мы владеем, нам передали ветераны Службы внешней разведки, которые нас консультировали и которые пытались нам подать эту историю таким образом, каким они её видели или каким образом они её хотели видеть. Из этих маленьких осколочков и собирался этот официальный образ.

К сожалению, сам хронометраж фильма и, наверное, время, потраченное на его производство, не позволяли нам... Конечно, хотелось заглянуть в душу этого человека, понять, какой же он был в жизни, каким он был парнем. Тут мы и столкнулись с некими сложностями. Вдруг мы для себя обнаружили, что узнать о каких-то составных частях этого конструктора, который назывался "Атомная советская разведка", чуть проще, чем узнать о нём как о человеке от его сына, от его родных, от его близких. И только какие-то крупицы вдруг наполняли этот героический образ (хотя это и несколько расхожее выражение) неким объёмом. Мы дополняли его, насколько могли. Попытались туда внести. Насколько это получилось, это уже другой вопрос.

Есть определённое количество хроники, которая позволяет рассказывать об этой истории не просто устами героев, а ещё и иллюстрируя это и подтверждая некими документами. К сожалению, большая часть этих видеодокументов имеет не российское происхождение. Потому что у нас с вопросом секретности всё гораздо сложнее и тяжелее. Почему-то разведка других стран (американская, английская) чуть более открыта.

Писарева: Но фильм же подготовлен при содействии Службы внешней разведки Российской Федерации.

Холодков: Да, конечно.

Писарева: Наверное, у вас был доступ к секретным документам.

Холодков: Если бы у меня был доступ к секретным документам, то вы бы сейчас разговаривали с другим человеком. Нет, конечно же. Секретные документы – это как раз те очевидцы, которые могли нам об этом рассказать. Потому что, условно, нам герой рассказывает о некоей истории и при этом ещё подтверждает это документально – это практически невозможный факт. Потому что это невозможно. Поэтому мы верим их словам. Они все довольно убедительны. Тем более, мы сами понимаем, это не значит, что нас предупреждают, что каждый наш шаг должен быть аккуратным, потому что невольно сказанное слово, неправильно сформулированный образ, поступок может носить уже некий характер, который невозможно показать, рассказать, делает его более закрытым, секретным в дне сегодняшнем.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Новые выпуски

Авто-геолокация