Принцип действия Пусть покупают столы за 4 миллиона! Но - за свой счёт
Персоны
Взятки гладки: что мешает победить коррупцию в России? Об этом Анне Шафран рассказал руководитель проекта ОНФ "За честные закупки" Антон Гетта.
Шафран: У каждой уважающей себя организации есть руководитель. Вы что, хотите предложить руководителю...
Гетта: Рачительней относиться к бюджетным деньгам. То же постановление, которое вступило в силу с 1 января 2016 года, оно уже ограничивает траты на покупку машин. Министр федеральный не может себе позволить уже машину дороже 2,5 миллионов рублей, руководитель государственного учреждения - дороже 2-х миллионов, а его подчиненные и руководитель территориального подразделения - дороже 1,5 миллионов. Это верхняя планка.
Шафран: На чем тогда предлагаете ездить, получается?
Гетта: Есть большая линейка иномарок: Toyota Camry, Ford Focus.
Шафран: То есть вы все-таки позаботились о чиновниках, не так все плохо будет в их жизни после введения этой нормы.
Гетта: Понимаете, это предельные значения. Уже это хорошо, уже не будет машин по 9 миллионов, которые могут себе позволить руководители госучреждений. Еще остается пласт того, что нужно дальше делать. Та же хитрость, которую начали использовать чиновники еще в 2015 году, когда это постановление было подписано, но носило рекомендательный характер. И машина, та, которую мы озвучили в примере президенту, машина для Федерального фонда обязательного медицинского страхования - там аренда обходилась за 2 года в 8 миллионов рублей. Понятно, после того как это было озвучено, расторгли они контракт, за 2015 год, видимо, 4 заплатив, а 4 за 2016-й мы им помогли сэкономить.
То, что сегодня у нас в индексе по чиновникам, это правительство Вологодской области: 1611 рублей в час они за аренду джипа Lexus самого дорогого платят. Хочу обратить внимание, сколько это в месяц - это около полумиллиона рублей. Поэтому вот эти все вещи - мы, конечно, радуемся, что правительство Вологодской области одумалось и решило тоже отменить эту закупку и разорвать этот контракт по аренде. Росгеология, другие есть там примеры.
Но вот сегодня мы занимаемся вместе с Минэкономом тем, чтобы глобальное нормирование в стране разработать, принять, и тому же чиновнику помочь сразу иметь понимание, на что ему рассчитывать, когда он идет на госслужбу. Во-первых, понятно, он должен служить народу, служить государству. А, во-вторых, вот ему положен стол, допустим, не дороже 10 тысяч рублей, ему нужна машина не дороже полутора миллионов, ему нужен перелет, допустим, директору департамента, экономклассом; какому-нибудь замминистру, может быть, бизнес. Но и то, наверное, можно сейчас в этих условиях подумать и только министрам оставить бизнес-класс в перелетах; ну, и многое, многое другое. Все абсолютно вещи, которые нужны для исполнении служебных обязанностей, должны быть нормированы и четко прописаны.
Шафран: Антон, все-таки нельзя быть таким суровым. Я недавно покупала сыну письменный стол к началу учебного года. И даже в бюджетной ИКЕА дешевле 10 тысяч было сложно найти для ребенка.
Гетта: Я сейчас привожу пример. Но когда у нас, извините, покупается стол за 4 миллиона рублей для переговоров...
Шафран: А такие есть?
Гетта: Такие есть.
Шафран: Я смотрела недавно малахитовые столы. Я просто зачиталась сказками Бажова и вдохновилась нашими уральскими мастерами. Решила посмотреть – оказывается, выпускают. Да, можно приобрести. Но 4 миллиона – такой цифры не встречала.
Гетта: Речь шла о красном дереве банальном, понимаете.
Шафран: Но со вкусом люди, правда? Это тоже не может не радовать.
Гетта: Эстеты. Но, опять же, пусть делают это за свой счет, а не государственный, не путая, как это в нашей классической кинокомедии, свою шерсть с государственной.
Полностью слушайте в аудиоверсии.