Принцип действия Экономические потёмки русской души
Персоны
Русский экономический характер и финансовое поведение вчера и сегодня, понимание собственности в России и на Западе, снижение "Сбербанком" ставок по вкладам и многое другое. В гостях у Анны Шафран в студии "Вестей ФМ" - доктор экономических наук, научный руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский.
Шафран: У тебя очередной шедевр вышел, книгу ты выпустил на днях. Нам уже презентовал.
Кричевский: Я бы сказал, бестселлер.
Шафран: Бестселлер!
Кричевский: Бестселлер, Анна Борисовна...
Шафран: Которая обещает стать бестселлером.
Кричевский: "Наследие противоречий" она называется, и рассказывается об истоках русского экономического характера. То есть я пошёл по той дороге, по которой, как мне представляется, до сей поры не шёл никто. Я изучил массу литературы по русской экономической истории, ибо это была история хозяйствования. Ну, например, Иосиф Кулишер там, прочие товарищи, которые об этом активно писали. Либо это была чистой воды история. Либо эти были какие-то религиозные, теологические, антропологические раскопки, связанные с особенностями верования, религиозности русского народа, вот с такими подробностями. Но чтобы кто-то всерьёз задумался об анализе, об исследовании, собственно, русского экономического характера, его основных черт, такого не было, я этого не нашёл. То есть максимум на что я, ну, что называется, нарывался, это на то, то была простая констатация фактов.
Ну, грубо говоря, русский человек закапывал свои состояния где-нибудь на берегу реки под деревом, клал камень, и в случае, если он уходил в мир иной, этот неофициальный, неформальный банк сохранял эти сокровища навсегда То есть речь шла об общаках. О банальных общаках. И когда я вот эти вот вещи читаю, мне сразу хочется спросить, этих людей уже давно нет в живых: "А, собственно, почему русский человек это делал?"
В чём причина, в чём прелесть, в чём особенность? Ради каких целей и интересов он осуществлял такое неформальное сбережение, причём очень часто не столько денег, сколько домашнего имущества? На эти вопросы ответов нет. И ответов нет на очень многие другие вопросы. Например. Почему государство у нас так вольготно и хорошо себя чувствует, к примеру, в торговле? Почему отношение к простому работнику столь пренебрежительное? Какова особенность взаимоотношений в финансовой сфере государства и общества? И что есть вообщ, семейственность, клановость в современной России? Что есть маленькая семья, которую представляет из себя государственная власть, и большая семья, которая называется народом, ну, обществом? Вот есть ли там какие-то общие точки, есть ли соприкосновения, и как они себя чувствуют совместно? Я прихожу к такому выводу, что та семья от нашей семьи если зависит, то весьма и весьма косвенно. Ну, скажем так, соблюдайте приличия в рамках правил дорожного движения, не более. Не более.
Шафран: Получается, что и в финансовом поведении русская душа оказывается загадочной и не такой уж понятной. Да, я правильно тебя понимаю?
Кричевский: Нет. Нет. Нет.
Шафран: Или всё гораздо проще?
Кричевский: Ну, это всё нужно было чуть-чуть толкнуть, двинуть. В плане исследований. Не только в финансах, например, в отношении к такому фундаментальному институту, как собственность, Анна Борисовна. Собственность. У нас представления о собственности отличные от западных. Я приводил пример в книге о том, что когда русского человека поймали со спиленным господским лесом и обвинили его в воровстве, он пришёл в ярость и начал кричать, что он никогда ничего в жизни не воровал. Ему говорят: "Ну как же? Вот лес, господский лес!" Он говорит: "Так это не господский, это лес Божий". Помещик ничего не сделал, для того чтобы посадить этот лес, вырастить, пропалывать его, прореживать, убирать сухостой. Он ничего для этого не сделал. Лес просто вырос. То есть для него собственность - это нечто отличное, например, от Запада, от Востока, рационально понимаемое, подспудно, и через эту призму очень просто становится посмотреть на отношение русского человека к земле.
Полностью слушайте в аудиоверсии.