Путешествие в Эрмитаж "1917. Романовы и революция. Конец монархии"
Программу "Путешествие в Эрмитаж" ведёт из петербургской студии "Радио России" Анна Всемирнова.
4 февраля в Центре "Эрмитаж-Амстердам" открылась выставка, посвящённая Русской революции.
Европа знала много революций: нидерландская и английская буржуазная революции XVI века, французская буржуазно-демократическая XVIII века. Все революции несли с собой коренные изменения жизни. Некоторые назывались "великими" и питались большими надеждами. Но все принесли много крови. Английская революция ещё имеет название Английская гражданская война.
Русская революция 1917 года не стала исключением. 100 лет не так много, чтобы отстранённо и с холодным сердцем размышлять о событиях, перевернувших большую страну. И всё же вековой рубеж требует осмыслить произошедшее.
Эрмитажная выставка в Амстердаме начинает череду культурных событий не только в Отечестве, но и в Европе, связанных с Русской революцией 1917 года.
Рассказывают Светлана Доценко, представитель Центра "Эрмитаж-Амстердам" в Петербурге и Елена Соломаха, заместитель заведующего отделом рукописей и документального фонда Государственного Эрмитажа, куратор выставки.
С. Доценко: Идея сделать эту выставку в голландском филиале Государственного Эрмитажа пришла, прежде всего, от голландских коллег. И было очень много жарких дискуссий на эту тему: зачем голландской публике история про 100-летие Русской революции, что она действительно очень сложна, чтобы сделать. Но после того, как мы нашли концепцию и участников, всё сложилось.
Е. Соломаха: Конечно, есть документы Эрмитажа, но самое главное – в выставке принимает участие Государственный архив Российской Федерации. Там находятся самые уникальные документы, которые если даже в руки брать, то трепет охватывает. Это и отречение Николая II. Это и последний дневник Александры Фёдоровны с записью её рукой у проставленной следующей даты, когда её уже нет в живых. Благодаря сочетанию наших экспонатов, документов Государственного архива Российской Федерации, очень хорошего фотографического фонда Государственного Эрмитажа и того же ГАРФа, и плюс ещё мы привлекли туда для участия Музей артиллерии.
Есть определённый закон, по которому пять документов не могут покидать пределы Российской Федерации. Прежде всего, это отречение Николая II, непринятие власти Михаилом, потом назначение Николая II себя главнокомандующим Русской армией в 1915 году, и это также дневник Николая II и дневник Александры Фёдоровны.
С. Доценко: Как раз уникальность выставки заключается в том, что дневник Александры Фёдоровны едет на выставку в оригинале.
Е. Соломаха: Да, коллеги из ГАРФа сочли возможным этот дневник нам предоставить. Что касается всех остальных документов, они сделают муляжи. То есть, если ты этого не знаешь, их практически не отличить.
Организаторы выставки сфокусировали взгляд на события 1917 года из Зимнего дворца – резиденции Романовых, попытались представить то, что видел дворец. Главное – дворец давно не видел императора. Императорская семья жила в других резиденциях. А с начала Великой войны в самых парадных залах разместился лазарет.
Образ эрмитажной экспозиции начинается со знаменитого фотоснимка 1911 года "Парадный портрет императора Николая II с наследником". Посетители увидят письма царевича Алексея отцу на фронт, рисунки его и сестёр (все дети в семье Романовых хорошо рисовали), переписку Николая II и Александры Фёдоровны.
С. Доценко: И выставка называется в конечном итоге "1917. Романовы и революция. Конец монархии". Актом о непринятии власти Михаилом действительно монархия в России закончилась. И концепция выставки идёт от начала правления Николая II и, собственно, начинается с истории любви Николая и Александры. Затем Николай II становится императором. И дальше пошагово рассматриваем историю правления Николая II, которое привело к 1917 году. И каждый его шаг мы подкрепляем экспонатами Государственного Эрмитажа, фондов Государственного архива. Говорим также о Музее артиллерии. Конечно, мы не могли к ним не обратиться с просьбой помочь рассказать историю Русско-японской войны, Февральской революции и Гражданской войны. То есть, без пулемёта "Максим" мы на этой выставке обойтись не могли.
Время с посетителями этой экспозиции разговаривает во многом языком документов, чтобы развеять мифы, которыми обросла и сама Русская революция, и персонажи того времени. Европейцы запутались в мифологических фигурах вроде Г. Распутина, в водовороте мятежей, переворотов и штурмов. И в наших-то музеях революции – нынешних музеях политической истории России – нынче нет красно-кумачёвого Октября, на котором выросло несколько поколений. Продолжают рассказ Светлана Доценко, представитель Центра "Эрмитаж-Амстердам" в Петербурге и Елена Соломаха, зам. заведующего отдела рукописей и документального фонда Государственного Эрмитажа, куратор выставки.
С. Доценко: Конечно, Центр "Эрмитаж-Амстердам" славится своими историко-художественными выставками, а здесь мы имеем дело с исторической выставкой. Особенно если мы учитываем, что дело происходит в Голландии, нам нужно было начинать с того, что в России в 1917 году было две революции. Сначала была Февральская.
Е. Соломаха: В Европе Русская революция 1917 года – это какое клише? Это фильм С. Эйзенштейна и показанный там штурм ворот Зимнего дворца. А нам надо рассказать и показать, как это было на самом деле.
С. Доценко: Хочу добавить ещё о двух участниках выставки. Это Музей Фаберже. Во время войны фирма Фаберже выпускала большое количество утвари для нужд фронта. В том числе медицинское оборудование, которое использовалось в госпитале Зимнего дворца. Мы это тоже представляем, так же, как и историю Эрмитажа во время революции.
И ещё есть участник выставки – Екатеринбург. Вообще, голландцы, когда они готовят выставку, они к этому очень серьёзно относятся. Был подготовлен такой тур: голландские журналисты специально приезжали к нам. Сначала 7 ноября они были в Москве. Они посетили там Музей революции, Исторический архив, где им представили документы, которые будут на выставке. А затем они отправились в Екатеринбург, где была расстреляна царская семья. Там благодаря нашим коллегам-музейщикам мы встречались с участниками раскопок по обнаружению останков Марии и Алексея. Их интервью тоже будут представлены на выставке.
После отречения Николая II в помещениях Зимнего дворца наступила не виданная прежде жизнь. Зимнедворцовые служители старались спасти имущество. Особую заботу представлял Эрмитаж. Большая часть его коллекции была отправлена в Москву. В Зимнем дворце можно было встретить Александра Блока. Здесь работала Чрезвычайная комиссия по расследованию деятельности министров Императорского двора. На её заседание приходил однажды и В. Ленин. Кошмаром для служителей дворца стало решение Временного правительства разместить в Зимнем свою резиденцию. Поселился здесь и А. Керенский. Обо всём этом в экспозиции свидетельствуют фотографии и документы.
С. Доценко: И что очень отрадно, в каталог вошёл очень подробный план Зимнего дворца, какие, где площади занимал госпиталь, что занимало Временное правительство, весь маршрут следования 25 октября. Очень скрупулёзно к этому пошли.
Е. Соломаха: И так-то голландские музейщики, не говоря уже о простой публике, вообще себе очень плохо представляют российскую историю. И если они представляют себе, как сегодня выглядят Эрмитаж и Зимний дворец, тогда было всё совершенно по-другому. И проход из Зимнего дворца в Эрмитаж был вообще только один, например.
А эпоху А. Керенского?
Е. Соломаха: Показываем и в документах, и в фотографиях. Присутствует и Г. Распутин, его письма, которые он писал Николаю II на фронт.
Многочисленная охрана из юнкеров превратила залы Зимнего дворца в казарменные комнаты. По дворцу ходили сомнительные личности. Сотрудники Эрмитажа во главе с директором графом Дмитрием Толстым старались максимально отделить музей от дворца. Была создана комиссия для фиксации ценностей. Но в Зимнем порядка не было все равно. Большевики решительно готовились взять власть.
Е. Соломаха: На меня очень большое впечатление произвёл дизайн. В 500 метров огромный зал. И вот голландцы решили превратить его в Невский проспект, где с двух сторон, а мы идём по Невскому проспекту, там где-то в конце будет большая панорама Невского проспекта, а здесь витрины каких-то магазинов. С одной стороны, мода, искусство, балет, Фаберже – всё то, что наполняло столицу Российской империи. А с другой стороны, отзвуки приближающейся революции. Это книжная лавка, но там помещены Ф.М. Достоевсий и Л.Н. Толстой. И Карл Маркс между ними. "Капитал", который принадлежал ни много ни мало графам Строгановым.
Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский – это пророки Русской революции. Дальше это военный Фаберже, напротив. Это будет замечательная витрина "Население России". У нас в Эрмитаже хранятся собрания фарфоровых статуэток, они больше изготовлены при Екатерине II, их потом изготавливали позже, всех народностей России в национальных костюмах. И там же будет лежать перепись населения. Это такая огромная книга в бархатном переплёте, где на первой странице перечислены только два человека: это император Николай II и его супруга Александра Фёдоровна. В графе "род занятий" он написал "хозяин земли Русской", а она пишет – "хозяйка земли Русской".
Потом отклик на Русско-японскую войну. И там будут плакаты, в том числе и потрясающая книга с японскими гравюрами "Взгляд японцев на Русско-японскую войну". И дальше там ещё будут фото ателье Карла Буллы, на которых будут представлены виды Петербурга.
Они там очень хорошо используют свет и цвет. Будет меняться освещение, и будут появляться уже приближающиеся революции, фотографии, В.И. Ленин, красно-чёрной цвет будет появляться. То есть, по сути, это будет эмоционально очень сильная вещь.
Например, из нашей эрмитажной библиотеки, а также из ГАРФа, мы берём потрясающие карикатуры. Период с февраля по октябрь напоминает где-то наши 90-е годы. Вдруг всё стало можно. Карикатуры на Н. Романова, карикатуры – на В. Ленина, на А. Керенского, сколько угодно. Везде абсолютно в этим карикатурах Николай II управляется Г. Распутиным, а Александра Фёдоровна – Вильгельмом. Потому что её же все к этому времени уже считали немецкой шпионкой. И вообще шпиономания тогда была очень сильно развита. Она как бы стояла во главе, по мнению большинства.
Во всех ошибках и глупостях, которые разрушили Россию, винили тогда Романовых. Теперь они – святые великомученики, жертвенный символ революции. Трагизм их судьбы был для Европы потрясением тогда. И сейчас вызывает неизменный интерес. С. Доценко вспоминает одну из первых выставок в эрмитажном центре в Амстердаме в феврале 2004 года, посвящённую именно последней семье династии Романовых.
С. Доценко: 90 тысяч человек пришли тогда на эту выставку. Она была самой посещаемой за всю историю. То же самое могу сказать про выставку "Русский императорский двор", которой мы открывали большой центр в 2009 году. То сейчас мы людей заинтересуем, прежде всего, этим.
По крайней мере на данный момент мы знаем, что это будет единственная выставка в Европе, посвящённая событиям революции, которая не просто перевернула всю историю России, но и во многом повлияла на судьбы мира.
В самой Голландии в то же самое время была попытка такой миниреволюции.
С. Доценко: Голландские коллеги будут выставлять прессу того времени, отклики голландской и европейской прессы на события в России в 1917 году. Очень интересен и очень важен взгляд оттуда. Мы же привыкли смотреть здесь, поэтому в каталоге появилась статья голландского историка, которая как раз и описывает её реакцию на события 1917 года в Голландии. А Николай II очень сильно влиял на Голландию, когда была мировая конференция 1899 года. И его отношения с тогдашней нидерландской королевой Ингельминой. Статья так и называется: "Романовы и Оранские. Непростые отношения на рубеже веков".
Заканчиваться выставка в Амстердаме будет тем, что мы назвали "иконостасом", то есть, из погибших и оставшихся в живых. Будем говорить о всех представителях династии Романовых. Не только о 17 июля 1918 года, но и о Алапаевске, и о Петропавловской крепости. А также будем рассказывать о том, что Марии Фёдоровне удалось выехать из России, что Кирилловичам удалось выехать из России, и как они дальше продолжили. Вот такая будет история.
Выставка под названием "1917-й. Романовы и революция. Конец монархии" развёрнута в Центре "Эрмитаж-Амстердам" до середины сентября 2017 года.
В Петербурге осенью Эрмитаж посвятит выставку событиям Октября 1917 года. Старшее поколение помнит крылатую фразу XX века: "Есть у революции начало, нет у революции конца". Не дай-то нам, бог!
Для писем: 197022, г. Санкт-Петербург, набережная реки Карповки, дом 43, "Радио России", программа "Путешествие в Эрмитаж", Анне Всемирновой.
Полностью передачу слушайте в аудиофайле программы.