Принцип действия Британия привыкла к обособленности

12 июля 2016, 19:07

Персоны

С деньгами на выход: что будет с экономикой Евросоюза после Brexit? Об этом Анна Шафран гоговорит в эфире "Вестей ФМ" с экономистом Никитой Кричевским.

Кричевский: Почему это случилось и почему это не просчитали. Да далеко не все это не просчитывали. Многие, те, кто смотрят… зрят в корень, практически не сомневались в том, что это произойдёт. Более того, не сомневались в этом и люди, на первый взгляд далёкие от науки, от экономической науки, от психологии, от антропологии. Я, например, знаю очень известных российских финансистов, аналитиков, я бы назвал их гуру фондового рынка, не буду здесь делать рекламу, которые сказали, что да – это произойдёт. Ну, тогда никто не верил, не обращал внимания, потому что раз все против, раз все стоят во фронт, то почему это вдруг должно случиться. Ну, подумаешь…

Шафран: Это произойдёт – в смысле выход Британии из ЕС?

Кричевский: Да. Причём говорил это человек до выхода. До! Он говорил: "Ну, шансов больше за выход".

Шафран: А вот у меня ощущение, что мы с тобой тоже эту тему в эфире обсуждали, и ты неожиданно как-то сказал: "Выйдет". Я была вообще шокирована. Я была на 150% уверена, что не случится!

Кричевский: Ой, ну, Анна Борисовна, ну, мне было бы нескромно говорить о том, что для меня это не стало потрясением, не стало какой-то загадкой. Ну, ест такие вещи, которые на первый взгляд не видны, их не просчитаешь, а когда ты копнёшь чуть глубже, то оказывается, что причинно-следственные связи совершенно очевидны.

Если говорить о Британии. Давайте смотреть, что есть британский менталитет. Это в первую очередь постимперский менталитет. То есть Британия на протяжении веков была ведущей державой мира, ведущей морской державой мира, у неё до сих остались подконтрольные ей территории, причём не самые последние территории. Ну, я имею в виду, вы понимаете, Канаду, Австралию, Новую Зеландию…

Шафран: Но вот в этом смысле разве постимперское сознание? Вполне себе ничего имперское.

Кричевский: Дело в том, что ещё лет 100 так назад она уступила пальму державного первенства Соединённым Штатам. И сегодня Британия, безусловно, одна из ведущих мировых держав, но уже далеко не первая. И Британия, которую когда-то называли владычицей морей, сегодня является очень сильным, серьёзным игроком на рынке, но далеко не одним из полюсов. То есть можно говорить о том, что у нас многополярный мир, однополярный мир, биполярный мир, но то, что Британии в этом списке нет, это, пожалуй, для всех явление обыденное. ТО, что США упоминают все, кому не лень, это тоже само собой разумеющееся. Британия – нет. Поэтому я говорю, мышление постимперское, менталитет остался постимперский. Вот в Европе в подавляющем большинстве стран такого нет, ну, за исключением, может быть, таких стран, как Германия, например. Но это уже несколько особый случай, потому что империя была, по большому счёту, веке так в XIX, веке так в XIX и она не успела достаточно сильно вгрызться, что называется, в характер нации.

Шафран: А ты бы тогда как назвал вот это европейское сознание нынешнее?

Кричевский: Ну, что есть современная Европа? Это набор больших и малых, сильных и слабых государств, которые в большинстве своём ничем выдающимся в современном мире и в прошедший век, например, не отметились. Ну, есть конечно исключения из того, что я говорю, это в первую очередь Франция, это конечно Германия, то некоторые другие государства, но в общем и целом страны, которые либо существовали достаточно давно, как та же Испания… Кстати говоря, тот же тип менталитета, если говорить об имперском и постимперском состоянии.     

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Принцип действия. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация