Интервью Пригласили на бесплатные косметические процедуры? Хотите - сходите, но паспорт не берите
Персоны
Мошенничество с косметикой. Как потребителям не стать жертвой? К каким приемам и схемам они прибегают? Кто чаще всего становится жертвой? Что делать, если все-таки попался на удочку и подписал документы на кредиты? Гость - Мария Свиридова, юрист по защите прав потребителей.
Ведущая "Вестей ФМ" - Ольга Подолян.
Свиридова: Проблема подобных агрессивных продаж и продаж через кредиты - она, к сожалению, стоит уже давно и достаточно остро. Можно сказать, несколько десятилетий точно. Просто система таких продаж - она переходит из одной сферы в другую и за последнее время распространилась именно в сфере косметики. Потребителя вводят в заблуждение, утверждая, что это - рассрочка. Есть случаи, когда подобные продажи сопровождались реально уголовными действиями, то есть подсыпанием чего-то в чай, в напитки каких-то препаратов.
Подолян: А как это доказывалось потом?
Свиридова: Если люди своевременно обращались за медицинской помощью либо в полицию, то анализы, конечно же, это показывали. То есть такие ситуации реально были. В некоторых случаях это просто действительно агрессивная методика продаж, которая в буквальном смысле слова заставляет человека подписать договор, чтобы отделаться от продавца. Это, конечно, нонсенс, и для нас с вами звучит как-то очень странно, но я слышала такие ответы, что "мы подписывали договор, только чтобы нас оттуда выпустили, из этого заведения". В некоторых случаях также были мошеннические действия, когда это была подделка документов, подделка подписей на документах. То есть людям делали процедуры, а по факту в это время рылись в сумке.
Подолян: То есть даже такие случаи бывали?
Свиридова: Даже такие случаи. То есть нельзя говорить, как бы объединять всех, что все салоны, которые торговали той же "Дешели", которая наиболее на слуху, делали такие вещи, но такие вещи встречались. И политика - она зависела непосредственно от конкретного салона.
Если мы говорим вообще в целом о проблеме продаж такой косметики, то здесь вопрос, конечно же, качества, то, что это - завышенная цена. То есть в Интернете и в некоторой документации, которая попадалась в ходе разнообразных дел подобного рода, говорилось о том, что красная цена этому чемоданчику - 10 тысяч рублей. При изучении документов на эту косметику можно было увидеть, что некоторые крема для лица сертифицированы как мыло для рук, то есть по ГОСТу по этому прогнано. Как бы он есть, людям его показывают, но, к сожалению, люди - они, как правило, невнимательны и не знают, куда смотреть.
Подолян: Получается, Мария, что определенная вина все-таки лежит на тех людях, которые поддаются на эту провокацию на начальном этапе?
Свиридова: Ну, конечно же, не хотелось бы так говорить, но - да, лежит. Потому что если вам звонят, предлагают процедуру, приглашают куда-то, а вы этого не заказывали, либо отказываются предоставить сведения о том, кто дал ваш номер телефона, если вы этот номер телефона не давали сами, нужно вешать трубку.
Подолян: Ну, что скрывать, мне тоже неоднократно звонили, как только я пыталась от них добиться информации, откуда у них мой номер телефона, трубку сразу вешали. Скажите, Мария, в какой момент нужно и можно распознать эту ловушку, если ты уже пришел на эту "бесплатную" процедуру?
Свиридова: Если сказать, например, со слов некоторых таких клиенток, то паспорт оставили дома, денег с собой не взяли, никакой кредитной, дебетовой карты с собой нет. Вы хотите рискнуть своим лицом и попробовать эту процедуру? Ну, пожалуйста, но ничего не подписывайте. В конце концов, если разбираться, они вас приглашают на бесплатную процедуру. Подобная методика продаж, подобное поощрение клиентов проводится многими марками, в том числе и достаточно известными. Почему бы и нет? Сходите, попробуйте, а потом уйдите.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью