Принцип действия Путь в Думу не должен начинаться с обмана
Персоны
В гостях у Анны Шафран в студии "Вестей ФМ" - журналист, писатель, театральный критик, депутат Государственной думы 7 созыва Елена Ямпольская.
Ямпольская: У нас народ очень деликатный, он поддерживает ту тему, которую ему предлагает собеседник. Если собеседник предлагает ЖКХ - будем говорить о ЖКХ. Но если собеседник предполагает, что мы способны на большее, нежели обсуждение тарифов на капитальный ремонт и дырок в асфальте, то мы ему покажем, на что мы способны. У меня были встречи, причем они были не в Челябинске и Магнитогорске, а буквально даже в сельской местности, скажем, в сельском клубе, где люди так формулировали, что просто и мое выступление-то на президентском совете так с трудом конкурирует, знаете, с тем, что они экспромтом говорят, потому что это наболело. И даже в той же Челябинской области, где, скажем, очень остро стоит проблема экологической обстановки - мощный промышленный регион, у них другие проблемы: не столько экономические, сколько, например, экологические. Но про экологию души люди думают очень-очень, не меньше, чем о состоянии воды и воздуха. Я старалась говорить с ними об этом.
Шафран: Для меня - было открытие. Потому что, казалось, что на федеральном уровне, понятно, это международная повестка, геополитика, очень популярно, всем интересно, и, в принципе, народ поддерживает. А принято было считать, что если ты едешь на место, то там надо говорить о чем-то другом, нет, вы сказали иначе, повестка может быть совершенно и радикально иной...
Ямпольская: Я не хотела никого обманывать, понимаете. Потому что, во-первых, я принципиально считаю... Я не знала, пройду я в Думу, не пройду, но я знала, что я вот с чем идут сейчас к избирателям, с тем пойду и дальше в Думу, если получится, то есть обманывать мне никого не хотелось. У меня были доброжелатели, которые говорили: ты вот перед поездкой выучи, в какой там школе номер 13 крыша протекает, а вот на пересечении Пятой сосновой и Десятой строительной асфальт три года не могут положить. И ты приедешь и как скажешь, и ты их поразишь тем, что ты знаешь все их местные проблемы. Я говорю: "Ребята, я вот как Катерина из "Москва слезам не верит" не хочу начинать семью с вранья". Я не хочу этим заниматься, потому что, во-первых, для этого существует депутаты местных заксобраний, для этого существуют местные власти. У нас ведь очень много уровней и ветвей власти, другое дело, что у нас народ не проходит такой правовой ликбез и зачастую не знает, с чем к кому надо обращаться. У меня бывали случаи, когда я только приеду, и ко мне женщина подходит и говорит: "Вы не могли бы детский кружок "Кройки и шитья" обеспечить нитками суммой 12 тысяч рублей в год". Я говорю: "Знаете, я могу, конечно, в принципе, я даже готова это сделать из своего кармана, но вы к своему голове-то обращались?" Она говорит: "Ну что голова, голова всего год работает". То есть голова всего год работает, а я час как приехала, но лучше прийти с этими нитками ко мне, чем к голове. Это, конечно, гигантская проблема у нас с местными властями, очень большая. Поэтому мне не хотелось врать. Я считаю, что Государственная дума для того и существует, чтобы сочетать стратегию с тактикой. Мы не можем работать только на месте, потому что... Я как дилетант рассуждаю, просто по какой-то своей логике человеческой: если каждый из нас прибежит в Госдуму и начнет рвать для своего региона, от которого он баллотировался, больший кусок пирога, что из этого получится? Все проблемы в нашей стране, в любой стране, надо решать системно. Любую проблему надо решать на федеральном уровне. И при этом, я говорю, наши люди прекрасно понимают, что, кстати, и международная повестка она в эту культурную, естественно, укладывается, потому что культурная экспансия тоже очень людей волнует. Не могу сказать, что прямо такие антизападные резкие настроения, нет, не могу этого сказать, но отсутствие своего качественного культурного продукта беспокоит людей.
Полностью слушайте в аудиоверсии.