Картинка

Поэты. Читает Владимир Аверин Е. Дмитриева. “Я давно стою на перекрестке, где никто дороги не укажет…”

8 октября 2016, 08:00

Персоны

1916 год: идёт Первая мировая война, население захлёбывается в верноподданнических чувствах, поэты оспаривают право точнее прочих выразить дух эпохи. Великих отечественных стихотворцев начала XX века вспоминает Владимир Аверин.

Елизавета Ивановна Дмитриева, более известная под псевдонимом Черубина де Габриак. Алексей Толстой называл ее "одной из самых фантастических и печальных фигур русской литературы".

Родилась 31 марта 1887 в Петербурге. Отец рано умер от чахотки. До 16 лет Лиза сама страдала тем же недугом, была прикована к постели, на всю жизнь осталась хромой.

Первые публикации появились в журнале "Аполлон" в 1909 году. Листки, полученные редакцией, были надушены и переложены сухими цветами. В стихах описывались Испания времен инквизиции, рыцари и крестоносцы, аристократическая красота их автора, ее откровенная сексуальность и гордость. Завороженная редакция влюбилась и сразу объявила Черубину де Габриак поэтессой будущего.

Образ Черубины Елизавета Дмитриева придумала вместе с Максимилианом Волошиным летом 1909 года на отдыхе в Крыму. Он же способствовал распространению слухов о загадочной красавице-испанке из знатного рода. Успех Черубины был кратким и головокружительным. А потом ее разоблачили. Переводчик фон Гюнтер добился у Дмитриевой признания в обмане, тайна стала известна в редакции "Аполлона", оскорбительный выпад Николая Гумилева в адрес Черубины де Габриак привел к дуэли между ним и Волошиным.

Елизавета Дмитриева восприняла все происшедшее как трагедию. На несколько лет она "замолчала". В прощальном письме Волошину она написала: "Я ушла от тебя. Я не буду больше писать стихи. Я не знаю, что я буду делать. Макс, ты выявил во мне на миг силу творчества, но отнял ее от меня навсегда потом".

Дмитриева вышла замуж, уехала в Туркестан, путешествовала по Германии и Швейцарии. Позже переселилась в Екатеринодар, где организовала детский театр. В 1926 ее выслали на Урал, и последние годы жизни она провела в Ташкенте с мужем. В ссылке Дмитриева создала последнюю безобидную мистификацию - цикл "Домик под грушевым деревом", написанный от имени вымышленного ссыльного китайского поэта Ли Сян Цзы.
Скончалась Елизавета Дмитриева 5 декабря 1928 года, не дожив до конца ссылки. Была похоронена на Боткинском кладбище в Ташкенте. В настоящее время местоположение её могилы неизвестно.

В 1916 году Елизавета Дмитриева много путешествует по Европе по делам "Антропософского общества". Антропософия становится главным её занятием. Вернувшись к стихам, она меняет и манеру, и смыслы.

***
В темном поле - только вереск жесткий,
да ковыль - серебряная пряжа;
я давно стою на перекрестке,
где никто дороги не укажет.

Но на небе звездный путь двоится,
чтобы снова течь одной рекою...
Научи, поведай, как молиться,
чтоб к твоей протянутой деснице
прикоснуться немощной рукою.


***
Благочестивым пилигримом
идти в пыли земных дорог,
когда вся жизнь вождем незримым
тебе намеченный урок.

Иль в лес уйти, как инок в келью,
и там, среди кустов и трав
молиться под мохнатой елью,
лицом к сырой земле припав.

Но нет дорог открытых ныне
для тех, кто сердцем изнемог, -
в пути к небесной Палестине
ты будешь вечно одинок.

Войди же в храм и сердцем робким
зажги свечу у ног Христа
и верь, что вместе с воском топким
души растает немота.

***
Опять весна. Опять апреля
Заголубевшая вода.
И вновь Пасхальная Неделя
Прошла для сердца без следа.

Моя лампада вновь без масла, -
Его ль куплю ценой греха?
И пламя робкое угасло
При первом зове Жениха.

Сияет небо над заливом
Предчувствием северной весны,
А в сердце снова сиротливом
Нет ни весны, ни тишины.

И, не изведав воскресенья,
Пределов смерти не познав,
Ему ль понять весны томленья,
И ликованье первых трав?

 

Поэты. Читает Владимир Аверин. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация