Поэты. Читает Владимир Аверин М. Волошин. "Не успокоена в покое, ты вся ночная в нимбе дня..."
Персоны
1916 год: идёт Первая мировая война, население захлёбывается в верноподданнических чувствах, поэты оспаривают право точнее прочих выразить дух эпохи. Великих отечественных стихотворцев начала XX века вспоминает Владимир Аверин.
Волошин Максимилиан Александрович (1877-1932) - выдающийся русский поэт и переводчик, блестящий критик, тонкий художник. Как вспоминал сам поэт, он был "продуктом смешанных кровей (немецкой, русской, итало-греческой)". В 4 года мальчик потерял отца и воспитывался матерью. До 16 лет жил в Москве, учился в гимназии, начал писать стихи. В 1893 году Максимилиан с матерью переезжает в Крым. В 1900 году Волошин был выслан в Среднюю Азию за участие в студенческих забастовках. Оттуда направляется в Париж, там недоучившийся русский студент, недавний социалист превратился в европейца и эрудита-искусствоведа и литературоведа, анархиста в политике и символиста в поэзии.
В 1903 году Волошин возвращается в Россию, знакомится с Валерием Брюсовым, Александром Блоком, Андреем Белым и обретает литературное имя: его первая статья появилась в печати в 1900 году, стихи - в 1903 году, первый сборник вышел в 1910.
Октябрьскую революцию поэт принимает как историческую неизбежность, испытание, посланное России. Во время гражданской войны, проживая в Крыму, где часто менялась власть, Волошин сумел оказаться "над схваткой". Он спасал от смерти не "красных" и "белых", а просто людей.
В середине 20-х годов его дом в Коктебеле превращается в дом писателей и художников. Там бывали Максим Горький, Михаил Булгаков, Марина Цветаева, Андрей Белый, Александр Грин, Альберт Бенуа, Кузьма Петров-Водкин и многие другие. В 1931 году, за год до смерти, Волошин завещает дом Союзу писателей.
Поэт умер от воспаления легких 11 августа 1932 года. Похоронен на самой высокой горе коктебельской бухты - холме Кучук-Енишар.
В 1916 году Максимилиан Волошин возвращается в Россию из-за границы. Начинается его коктебельская жизнь.
***
Пламенный истлел закат...
Стелющийся дым костра,
Тлеющего у шатра,
Выкличет тебя назад...
Жду тебя, дальний брат,-
Брошенная сестра...
Топот глухих копыт
Чуткий мой ловит слух...
Всадник летит, как дух,
Взмыленный конь храпит...
Дышит в темноте верблюд,
Вздрагивают бубенцы,
Тонкие свои венцы
Звезды на песке плетут...
Мысли мои - гонцы
Вслед за конем бегут...
***
Не успокоена в покое,
Ты вся ночная в нимбе дня...
В тебе есть темное и злое,
Как в древнем пламени огня.
Твои негибкие уборы,
Твоих запястий бирюза,
И строгих девушек Гоморры
Любовь познавшие глаза,
Глухой и травный запах мирры -
В свой душный замыкают круг...
И емлют пальцы тонких рук
Клинок невидимой секиры.
Тебя коснуться и вдохнуть...
Узнать по запаху ладоней,
Что смуглая натерта грудь
Тоскою древних благовоний.