Интервью Ольга Ростропович: всегда хочешь сделать лучше, потому что делаешь с любовью
Персоны
Культурный обозреватель Григорий Заславский обсуждал юбилей Галины
Вишневской с руководителем Центра оперного пения Ольгой Ростропович в
эфире радио "Вести ФМ".
Заславский:
В студии Григорий Заславский, здравствуйте. И я с удовольствием представляю нашего
сегодняшнего гостя - это руководитель Центра оперного пения Галины Вишневской
Ольга Мстиславовна Ростропович. Здравствуйте, Ольга.
Ростропович: Добрый вечер.
Заславский: Скажите, пожалуйста, вот
сейчас в Большом театре открылась к 90-летию Вишневской выставка. Наличие
наследников - это очень часто сильно сковывающее обстоятельство.
Ростропович: Да.
Заславский: Вы насколько вообще
контролируете и, боюсь этого слова, цензурируете, и вообще отслеживаете все,
что происходит в связи с юбилеем не на площадке Центра оперного пения?
Ростропович: Значит, так: и контролирую,
и цензурирую, и отслеживаю стопроцентно всё.
Заславский: Да?
Ростропович: Абсолютно, абсолютно всё -
от первого до последнего. И наличие наследника, а в данном случае моей сестры,
этому только помогает. Нас двое всего.
Заславский: Да-да-да.
Ростропович: Нет, в этом абсолютно у нас
нет никаких разногласий, абсолютно ни в чем, мы с Еленой едины в наших, так
сказать, в нашем служении именам наших родителей, поэтому здесь никаких
абсолютно конфликтов нет и быть не может. А выставку я курирую вот от
"а" до "я" во всем: в выборе фотографий, если заменить это,
заменить что-то другое, на каком фоне должно быть, на какой бумаге, какие
платья, как расставить, что положить... Вот 100 процентов, 120 процентов.
Заславский: Но от этого, может быть,
образ получается... Хотя я не знаю, я вот сейчас начал пытаться сформулировать,
что я хочу сказать, и начал думать, что... А с другой стороны, все равно это
должна быть выставка, которая бы соответствовала тому, как хотела бы себя
видеть Галина Павловна Вишневская. И тогда уже ваш строгий взгляд совершенно
неслучаен, а наоборот необходим.
Ростропович: Вот абсолютно правильно.
Потому что, во-первых, это должно соответствовать. А поскольку я знаю, что мама
любила, что она не любила, и то же самое касается папы, здесь, конечно, я
человек в этом смысле очень требовательный. А самое главное, вот вы знаете,
очень важно, чтобы... Это касается любого человека, любой профессии, любого как
бы мероприятия, дела, которое ты начинаешь, важно делать с любовью. Потому что
если ты делаешь это с любовью, это будет сразу видно, и это будет сразу
чувствоваться. То есть это не просто какой-то компромисс: "да ничего, так
может встать", "да ничего, так может постоять"... Ты всегда
хочешь сделать это лучше. Почему? Потому что ты это делаешь с любовью. Вот с
любовью - это очень важно. И, кстати, Владимир Георгиевич Урин, когда он пришел
на эту выставку (а до этого он видел, как я там лазила на карачках, заправляла
материалы, расставляла платья и, значит, это всё), первое, что он сказал, это
было действительно интересно услышать именно от него, он сказал, что это
удивительно, насколько выставка пронизана, видно, насколько она пронизана
любовью, и вот такое, знаете, ну видно, это чувствуется. И я на самом деле
очень рада, что, во-первых, он это почувствовал, что он это заметил, и публика,
которая видела, была на открытии, они действительно это тоже отметили.
Заславский: Мы с вами беседуем вскоре
после завершения конкурса на монумент, на памятник Галине Павловне Вишневской.
И совершенно естественно, что место для него нашли рядом с Центром оперного
пения, и конкурс был такой открытый, и, кто хотел, мог принять в нем участие.
Выиграл Александр Рукавишников, что тоже, мне кажется, естественно, не только
потому, что он, может быть, самый известный из участников, но и потому, что (я
вот не раз это говорил и в этой студии, и вне ее), что среди тех памятников,
которые поставлены за последние многие годы, такие вот любимые москвичами или
одни из самых интересных - это как раз работы Александра Иулиановича
Рукавишникова. И здесь мне, конечно, интересно ваше отношение, вы же выбирали
тоже, да?
Ростропович: Во-первых, я хочу внести
некоторую, так сказать, корректировку. Потому что да, действительно, это был
открыто-закрытый конкурс. То есть открытый для всех, кто хочет участвовать, у
нас не было каких-то специально тех заданий, что это должно быть в
каком-то определенном образе, это был открытый конкурс для всех, кто пожелает
участвовать, и, так сказать, было открытое поле для изображения Галины
Павловны, кто как ее себе представляет. А закрытый в том смысле, что не были
написаны фамилии, там, я видела, было 25 участников, 25 изображений Галины
Павловны, и были только номера обозначены.
Заславский: А, то есть вы не знали, что
это Рукавишников?
Ростропович:
Я понятия не имела, я понятия не имела. Я скажу больше того, потому что мы с
ним даже не обсуждали, как он это будет делать.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью