Путешествие в Эрмитаж Шедевр из коллекции Кампана
Программу "Путешествие в Эрмитаж" ведёт из петербургской студии "Радио России" Анна Всемирнова.
"Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окружённый сонмом богов. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, прекрасное лицо Зевса. В руках Зевса судьба людей: счастье и несчастье, добро и зло, жизни и смерть. Горе тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на Земле и не соблюдает законов. Разгневается великий Зевс – и страшно поднимутся волосы на голове его. Взмахнёт он своей десницей – удары грома раскатятся по всему небу, сверкнёт пламенная молния и сотрясётся высокий Олимп".
Эти строки "Мифов Древней Греции" невольно приходят на память, когда входишь в зал первого этажа Эрмитажа, где находится огромная скульптура Зевса. Или Юпитера, его ещё так называют. Высотой почти 3,5 метра скульптура выполнена из мрамора. Она неизменно притягивает внимание всех, кто приходит в зал. Эта скульптура не покидала стен Эрмитажа ни в одну из эвакуаций музейных сокровищ: ни в первую мировую войну, ни в Великую Отечественную. Остановившись почтительно в стороне, мы вместе с научным сотрудником Античного отдела Эрмитажа Людмилой Давыдовой рассматриваем громовержца.
Л. Давыдова: Эта статуя была найдена ещё в конце XVIII века археологом и антикваром Гавином Гамильтоном (Gavin Hamilton) на месте виллы римского императора Домициана в окрестностях Рима. Это небольшой городок, ныне известный как Кастель-Гандольфо (Castel Gondolfo), летняя резиденция Папы Римского. Эта статуя была найдена в обломках, естественно. Античные памятника всегда во время своей длительной жизни многое теряют.
И она была предложена к покупке Екатерине II. Екатерина II не могла найти требуемую сумму, и, как она писала в письме к своему корреспонденту барону Гримму, у неё нет средств, и, следовательно, "я не покупаю сейчас гамильтоновского Зевса с отломанным носом".
Но такова, видимо, была судьба этой статуи. Она должна была украшать наш музей, и её купили в составе коллекции маркиза Кампана. Маркиз Джампьетро Кампана (Giampietro Campana) происходил из древнего рода. В итальянских архивах можно найти бумаги, относящиеся к его предкам, начиная чуть ли не XIII века. И его коллекция, собственно, начала формироваться ещё его дедом, который собирал и античные бюсты и статуи. Во всяком случае, часть коллекции деда досталась будущему коллекционеру маркизу Кампана, который занимал большой пост в Риме. Он был директором римского ломбарда или, точнее сказать, ссудной кассы (Monte di Pietà). Маркиз Кампана давал деньги под залог. Но поскольку он был таким страстным и потомственным коллекционером, что, имея казённые наличные деньги, он, в конце концов, потратил эти казённые деньги на удовлетворение своей страсти: купил массу великолепных вещей. Тем не менее, это всё раскрылось, и в 1857 году он был арестован. Когда всё его состояние конфисковали, то коллекцию оценили в 1 миллион эскудо. То есть, это были тогда действительно колоссальные деньги.
И чтобы хоть как-то погасить его долги, хоть что-то возместить государству, это собрание выставили на продажу. И надо сказать, что к счастью нашего музея и благодаря содействию комиссара древностей Рима господина П.Э. Висконти Эрмитаж получил возможность до официальной выставки этой коллекции на продажу познакомиться с ней и выбрать лучшие вещи. И заслуга в этом принадлежит Степану Александровичу Гедеонову, будущему директору Эрмитажа. И надо сказать, что покупка этой замечательной коллекции сыграла большую роль в назначении его потом директором.
С. Гедеонов посылал в Петербург письма, характеризовал императору Александру II коллекцию, даже переслал рукописный каталог. Надо напомнить, что маркиз Кампана предлагал свою коллекцию ещё в 1852 году императору Николаю I, но тогда в казне тоже не было необходимых средств. И вот с согласия императора Александра II С. Гедеонов покупает часть коллекции, причём лучшую, и самую грандиозную скульптуру Зевса (Юпитера).
Л. Давыдова: Итак, эта статуя была куплена, была привезена вместе с другими в Петербург, сначала в Кронштадт, и потом по воде, естественно, из Кронштадта приплыла сюда, к Эрмитажу. Глядя на этот памятник, мы, наверное, можем задать такой несколько неделикатный вопрос: сколько же она весит? Наверное, вопрос этот столь же неделикатный, как спросить у женщины о её возрасте. К статуе обращать этот вопрос как-то это неловко. Но, тем не менее, в Эрмитаже есть очень известная Большая Колыванская ваза. И мы знаем, везде пишут, что она весит 1200 пудов, что под ней специально укреплённый пол и т.д. Посмотрев на вазу и на Зевса, мы понимаем, что памятники эти, наверное, одинаковы. И чтобы ответить себе на этот вопрос, я стала искать в архивах и нашла массу очень интересных счетов, в том числе счёт, подписанный академиком Беляевым, которые занимался приёмкой этих скульптур и размещением их по залам. И в этом счёте мы можем прочитать следующее: "При выгрузке – означенная статуя Юпитера. Нанято для работы на судах, крана и воротов 30 человек. Для принятия груза – 60 человек. Всего: 90 человек. Каждому по 60 копеек в сутки. По случаю большого размера ящиков оные обвезены были кругом дворца и выгружены в продолжение трёх дней у Посольского подъезда и поставлены на назначенные места. Итого заплачено было 168 рублей. И установка статуи произведена была 65 человеками в продолжение трёх дней". А всего установка статуи Юпитера с момента выгрузки и до её настоящего положения стоила казне 285 рублей.
Гигантские деньги по тем временам?
Л. Давыдова: Да. И надо сказать, что эта статуя была в трёх ящиках, и когда её вносили, то постамент и нижняя часть не проходили в двери. Пришлось, как здесь написано, "отпилить плинц". Потом его заново здесь смонтировали. Кроме того, укрепили (и за это существует отдельный счёт) пол, снизу сделали каменный столб. И скульптору Эренбергу был даже выписан счёт за то, что он сделал каркас под статую Юпитера.
Таким образом, эту статую собрали из трёх частей. Она выполнена из мрамора, на мраморном пьедестале стоит. И то, что вы заметили, что похоже очень на атрибут Зевса скипетр и богиню победы Нику, а также его священная птица орёл – всё это выполнено не из бронзы, это тонированный гипс. Но мы должны вспомнить о том, что статуя Юпитера восходит к оригиналу, выполненному в V веке до н.э. скульптором Фидием для храма в Олимпии, это было святилище Зевса. Именно там, в Олимпии, в честь Зевса проводились спортивные состязания, которые получили название Олимпийских игр или Олимпиад. Эта статуя была признана в древности одним из "семи чудес света", потому что она была высотой 12 метров и была выполнена из золота и слоновой кости в хрисоэлефантинной технике.
Техника очень сложная, материал дорогой, повторить это было римским копиистам не под силу. Но, тем не менее, римские мастера, когда делали копию, слоновую кость заменили. Вообще фигуру выполнили из мрамора, а атрибуты и плащ сделали из бронзы. Но позднее и это не сохранилось. И уже в процессе позднейшей реставрации (вероятно, конца XVIII века, да и даже более поздней, может быть, уже маркиза Кампана) это всё было дополнено из гипса и тонировано под цвет бронзы.
Таким образом, мастера, реставраторы и скульпторы ещё Рима и позднейшие реставраторы донесли до нас представления о полихромности греческой пластики. Как выглядела хрисоэлефантинная статуя, выполненная Фидием, мы не можем себе представить, таких памятников не сохранилось. Но некое приближение, почти имитация здесь перед нами, и выполнена она вполне качественно и прекрасно. Ну и, кроме того, своим размером отличается. Больше 3 метров – фигура, не говоря о пьедестале, то есть, общая высота всего памятника – под 5 метров, но действительно это не 12 метров. И, тем не менее, это всё-таки один из наиболее приближающих нас к оригиналу V века до нашей эры, один из самых монументальных памятников, дошедших до нас от античности. Потому что, когда скульптуру эту покупали, писали: "Она превосходит огромностью размеров знаменитую статую, хранящуюся в Ватикане". Так что это один из шедевров коллекции Кампана, который, к счастью, оказался в Эрмитаже.
Насколько высоко была оценена покупка, можно судить по тому, как были награждены участники этой акции. Папский подданный, комиссар древностей Пьетро Эрколе Висконти (Pietro Ercole Visconti) за оказанное содействие императорскому Эрмитажу был награждён орденом святой Анны II степени и получил табакерку, украшенную алмазами и бриллиантами с вензелем его величества. Именно П.Э. Висконти помог составить список, выделив в коллекции наиболее интересные для Эрмитажа вещи. Способствовал он немало и тому, чтобы первоначальная цена была снижена. Коммерции советник Великанов был вознаграждён за труды по доставке коллекции в Санкт-Петербург "бриллиантовыми серьгами с жемчугами для супруги".
Л. Давыдова: 90 человек рабочих везли это сокровище в здание Нового Эрмитажа, построенного специально Лео фон Кленце как музейное здание. Возили на полозьях. Вероятно, её поднимали по посольской лестнице. Точно это не известно, можно только предполагать. Они должны были через Малый Эрмитаж пройти в Новый Эрмитаж. Во всяком случае, такую статую двигать дважды невозможно.
А солнце когда-нибудь доходит до лица Зевса?
Л. Давыдова: Ровное освещение бывает, как сейчас, когда статуя замечательно освещается. И очень хорошо видно, насколько у Зевса серьёзное, но вместе с тем нестрогое лицо. Во всяком случае, тот оригинал, о котором мы всё время говорим работы Фидия, поражал современников тем, что Зевс был изображён как верховное божество, как могучий бог. Но вместе с тем, как и существо, которое как бы понимает человека. И такой торжественный, в общем, лик приводил в трепет всех, кто подходил к этой статуе. И римский полководец Эмилий Павел, например, говорил, что его охватывало такое чувство, как будто он находится в присутствии самого божества.
Я хочу вернуться к цитате Екатерины II к барону Гримму "скульптура с отломанным носом". Какова история реставрации этой скульптуры?
Л. Давыдова: Реставрация здесь старая. И кем был возвращён "отломанный нос" на место, история умалчивает. Потому что это мог быть знаменитый итальянский скульптор Б. Кавачеппи. Без его вмешательства такие громкие покупки и находки не происходили. Его мастерская была одной из самых больших в Риме, и возможно, что это кто-то из его мастерской делал.
Эта скульптура всегда находилась в помещении?
Л. Давыдова: Конкретно, где она стояла на вилле Домициана, сказать не могу, потому что вилла Домициана была найдена просто в развалинах. Что касается экспонирования в коллекции Кампана, то она стояла в специальной нише, есть даже старая фотография, в таком портике. Была открытая для доступа скульптура. Ну а здесь она уже, естественно, заняла своё место в музее. А вместе с тем это храм искусств, поэтому, в общем-то, она вернулась. Во всяком случае, что бы ни произошло в истории Эрмитажа, Зал Юпитера останется навсегда.
Для писем: 197022, г. Санкт-Петербург, набережная реки Карповки, дом 43, "Радио России", программа "Путешествие в Эрмитаж", Анне Всемирновой.
Полностью передачу слушайте в аудиофайле программы.