Принцип действия Терроризм не победить законопроектами
Персоны
Война без правил: весь мир противостоит терроризму, но он только крепчает. Как бороться с врагом, который повсюду? Об этом и многом другом Анна Шафран беседует в эфире "Вестей ФМ" с членом Совета по внешней и оборонной политике Александром Михайловым в программе "Принцип действия" с Анной Шафран.
ШАФРАН: Сейчас в Госдуму внесен законопроект о лишении российского гражданства лиц, осужденных за терроризм. Что характерно, внесли сразу четыре фракции, это говорит о том, что закон, скорей всего, будет принят быстро и без серьезных каких-то обсуждений и поправок. Ну, потому что нужно и надо срочно делать. Депутаты считают, что предполагаемые меры будут способствовать предотвращению преступлений террористического характера лицами, которые ранее получили гражданство Российской Федерации. И вот вопрос возникает по поводу эффективности разного рода мер и этого законопроекта, в частности. Вот если обывательски смотреть на вопрос, ну они же террористы, они уже теракт совершили, а какая им разница, лишат их гражданства или нет?
МИХАЙЛОВ: Абсолютно правильно вы говорите. Я вообще консерватор и к законотворчеству отношусь с абсолютно прагматических позиций. Потому что много лет прослужил в органах государственной безопасности в тот период, когда если бы сотрудник сказал о том, что каких-то законов ему не хватает, ему бы просто отрезали язык и выкинули на улицу. Потому что человек, который работает в специальной службе, он должен решать проблемы независимо от того, есть законы или нет закона. Мы сегодня погрузились в такой законодательный "педикулез", мы начали чесаться по любому поводу, придумывая различные нормы права, хотя по большому счету, я глубоко убежден, что значительное количество нормативных актов, позволяющих эффективно бороться с преступностью, в том числе с терроризмом как таковым, у нас достаточно.
Некоторое время назад мы очень бурно обсуждали проблему введения уголовной ответственности за наемничество, то есть мы приняли соответствующий нормативный акт, и уже сегодня у нас значительное количество лиц, осуждено по этой статье. И как следствие, эти лица отбывают наказание, правда, срок там относительно небольшой, если брать, скажем так, сроки наказания за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Так вот, если бы мы с вами сейчас увеличили срок за наемничество, условно говоря, 25 лет и без права переписки, то нам не нужно было ставить вопрос о том, что лишать человека гражданства или нет. Ведь дело в том, что этот законопроект, который сейчас рассматривается, он входит в противоречие с Конституцией Российской Федерации. И поэтому, исходя из этого, нам нужно придумывать такие нормы права, которые уже сегодня существуют, но только расширяют их рамки. И поэтому я глубоко убежден, что если мы с вами сделали бы вот то, о чем я сказал, увеличили срок наказания за наемничество, то есть за участие в вооруженных формированиях за пределами Российской Федерации, за участие в боевых действиях в интересах третьих стран, таких агрессивных, которые тем более на стороне группировок, запрещенных в Российской Федерации, вот тогда мы бы эту проблему решили. И мне кажется, что для террориста, который избрал себе этот путь, абсолютно по барабану лишат его гражданства или нет. Мы живем в прозрачном мире, и сегодня он может быть лишен гражданства, завтра он приедет по другому паспорту, как говорил Бендер: такие документы можно изготовить, условно говоря, на Малой Арнаутской. И как следствие, он приедет по другому паспорту, он будет легализован в другой форме, будет натурализован по другому. И мы снова пойдем по кругу. А вот если бы мы ему дали 25 лет, дали ему кирку и сказали: "Давай-ка ты будешь расчищать лед для зимней навигации из Мурманска в порт Ванино"... И вот он бы вот эти 25 лет колол бы это лед, понимая, что другого пути у него нет, только вот Северный Ледовитый океан и Северный морской путь.
Полностью слушайте в аудиоверсии.