Путешествие в Эрмитаж "Реальность и волшебство" Нелли Петровой
Программу "Путешествие в Эрмитаж" ведёт из петербургской студии "Радио России" Анна Всемирнова.
В нынешнем году в Эрмитаже запланированы четыре выставки, посвящённые фарфору. Помимо традиционной – "Поднесение к Рождеству", где главной темой станет советский фарфор, начиная с 1920-х годов, будет представлено творчество трёх художников Императорского фарфорового завода. В сентябре – "Метаморфозы фарфоровой классики" Инны Олевской, в июне – "Фарфоровые цветы" Владимира Каневского, а в конце мая в залах Главного штаба открылась выставка работ главного художника фарфорового завода Нелли Петровой – "Реальность и волшебство" (более 200 произведений из фарфора, созданных художником за последние десятилетия, рисунки и проектная графика).
Работы Нелли Петровой не раз были представлены в Эрмитаже, но такая масштабная монографическая выставка проходит впервые. Необычна она ещё и тем, что художник создавала новые вещи специально для эрмитажной экспозиции.
Н. Петрова: Вообще, с Эрмитажем связана у меня моя юность и то, что я появилась в Петербурге (в Ленинграде) в 1963 году. И когда ходила по Дворцовой площади и видела этот острый угол Главного штаба, я всё время изумлялась: надо же так придумать, вот так построить эту линию, чтоб она была настолько активная.
В Эрмитаж ходили каждую неделю, учась в Мухинском. И вдруг я на заводе стала работать, который тоже связан с российской историей, с Эрмитажем и с фарфором. Как-то всё время я на этой площади крутилась и докрутилась до того, что сегодня моя персональная выставка проходит в Главном штабе.
Вы никогда в фарфоре не делали все эти свои прогулки в этом месте? Не доводилось?
Н. Петрова: Нет. Я никогда это не рисовала, но всегда мечтала. У меня очень много фотоматериалов на эту тему, потому что я смотрела на Эрмитаж как на огромный орган, потому что вот эти колонны, которые несутся вверх. И я даже так их снимала в стремительном порыве. Очень много у меня, конечно, фотографий этих мест, но как-то вот не получалось.
Особое место в творчестве Нелли Львовны Петровой занимает север. Более 10 лет она с семьёй жила в северных широтах. И сервиз "Ягоды" на форме, воссозданной по эскизам XIX века, запечатлел ягоды северных лесов и тундры. А в коллекции "Заонежье" кувшин и бокалы навеяны образами сопок Карелии и Мурманской области. Сюжеты с "Полуденным отдыхом львов" или "Погони" парящей хищной птицы в степи – впечатлениями из других путешествий. Фарфоровый календарь, представляющий времена года образами лошадей. Шуточная серия, которая называется "Заяц по кличке Ампир", "Колыбель для звезды".
Реальность и фантазии… Откуда к художнику больше приходит сюжетов?
Н. Петрова: Из реальности. Потому что всё, что вокруг меня происходит, потом превращается в произведение. Я, например, вижу Неву, Набережную, раннее утро, разведённые мосты и представляю, что здесь могла бы сидеть, например, Фортуна на колесе и историю как бы дописывать о Петербурге и петербуржцах. И ещё ей там что-то захотелось написать. И она – такая прозрачная, вроде бы и сидит, но это нереальное. Вот какие-то такие образы возникают у меня частенько. Или я иду просто в поле ромашковое, и тоже возникают образы. Или вижу стога сена и вдруг вспоминаю, что очень любила играть там в прятки или с сыном сидела под таким же прекрасным стогом.
А последние современные работы тоже связаны с местом жительства. Например, "Уткина заводь"… Вот сейчас уже крякают утки на этой реке Уточке, которая впадает в Неву. Всё так мило было, с утятами они плавали. И я подумала, а почему бы не сделать сервиз "Уткина заводь". И вот он появился.
Потом у меня лето было на севере, появились "Северные ягоды". Очень много птиц видела: вальдшнепов и бекасов. И всё это у меня от природы. Природа действительно бесконечна. А образ человека вообще неразрывно связан с моими работами, потому что я всегда восхищаюсь женскими образами. А какие прекрасные мужчины, когда их роскошные тела видишь, и они ходят по берегу моря... Считаю, что это совершенство. Всё время хочется работать, работать и работать.
А вот если образы рождаются, вы где-то их записываете, чтобы не забыть?
Н. Петрова: Они улетучиваются очень быстро. Некоторые запоминаются, но я стараюсь их зарисовать. Даже ночью просыпаюсь. Думаю, если я не зарисую, то улетит. Я также очень люблю путешествовать. Когда мы с мужем путешествуем, я записки веду.
Нелли Львовна Петрова – художник по росписи, скульптор, заслуженный художник России, ладная, приветливая, почти всегда улыбчивая женщина, стойко переносящая житейские и творческие невзгоды. Эти качества не раз были аргументом в назначении её главным художником большого творческого коллектива талантливых людей разных поколений в сложные времена для завода. Должность главного художника, пожалуй, можно сравнить с играющим тренером.
Н. Петрова: Главный художник – это, чтобы и авторитет был гораздо шире. Он должен всё-таки быть обязательно художником. Если он работает с молодым поколением, с цехами, он должен уметь нарисовать всё, создать любую историю, любой заказ он должен понимать. Поэтому у главного художника должны быть огромные творческие возможности.
Одно из основных качеств главного художника – это умение радоваться успеху другого…
Н. Петрова: Да, и это тоже.
Это качество воспитывается или оно природное?
Н. Петрова: Это природное качество. Воспитать его очень сложно. Это природное. Вот дано человеку восхищаться, как получилось у его соседа, – это действительно дано. Некоторым, может быть, и нравится, но они зажимаются. А я считаю, что в творческом коллективе нужно быть открытым для того, чтобы работалось всем душевно, хорошо и спокойно, без нервотрёпок. Обязательно нужно говорить, что хорошо. Даже если ты начинаешь работу с проектом и видишь его слабые стороны, всегда надо сначала похвалить, а потом потихоньку разбирать. Я так действую.
Вернулось время авторского фарфора, да?
Н. Петрова: В конце 90-х и в XXI веке особенно сильное развитие получила возможность автору делать то, что хочется. Просто в Европе уже нет такого. Мы – такая драгоценность, такой бриллиант. И очень хорошо, что у нас такой большой коллектив. Все – разные. Очень много художники работают и с подглазурной, и с надглазурной, и со смешанной техникой.
О художниках можно много говорить, как и об авторском фарфоре. Многие заказывают именно автору. Тем же Афанасьевой, Олевской, Петровой и т.д. Могут заказать какие-то вещи для своего интерьера.
Ну а в основном мы, конечно, делаем предметы к выставкам. Ну и какие-то свои полёты есть необыкновенные, которые не остановить пока. Создавая авторский фарфор, любой сервиз, мы потом его перелопачиваем, кромсаем и делаем из него производственный. Это можно. Поэтому легче художнику вылить всё своё настроение, все желания на фарфор, а потом уже его перерабатывать для производственных нужд.
В 2011 году выставка "Фарфор Нелли Петровой. Образы России" состоялась в Царицыно. Кто на ней побывал, уверена, навсегда запомнил россыпи яблок, которыми щедро украсила залы художница. Около 300 фарфоровых яблок Нелли Львовна тогда сделала к той выставке: маленьких, больших, спелых. Чтобы, кто хотел, смог унести с собой на память.
А у эрмитажной выставки горожан наверняка остановит сервиз, который называется "Уткина заводь". Сервиз светлый, прозрачный.
А вот что касается дворцовых сервизов: многослойных, характерных для парадного Петербурга и пригородных дворцов, то Нелли Петровой создано их немало.
Н. Петрова: Толчком к действию и началу работы над дворцовыми сервизами был приближающийся юбилей Петербурга – 300-летний. В Москве тоже над этим задумались, потому что нас, наш завод несколько потеряло правительство. Его атаковали своими предложениями чехи, поляки, ещё кто-то. Но там нашлись люди – патриоты, россияне, которые обратились к нам. И мы, конечно, очень быстро сделали проекты. Я решила, что нужно, конечно, новое создавать, если будут приёмы в Царском селе, в Петергофе, на этих кораблях, которые будут у нас тоже стоять, и там будет праздник. Поэтому, зная эти дворцы очень хорошо, у меня возникли такие проекты на формах: "Александрия", затем "Банкетный", связанный с Летним садом, например, или с нашей "северной столицей". Какие-то объекты узнаваемые должны быть. Эскизы сделали, поехали в Москву. Там нам сказали, что им нужно в материале, они не понимают. Чиновник не понимает, что нарисовано на бумаге и как это будет выглядеть в материале.
Мы сделали несколько вещей в материале. Понравилось. И затем началась большая работа уже с этим праздником как целым. Флористика вся делалась под наш сервиз. Наш сервиз понравился тогда бывшей вице-премьером Валентине Ивановне Матвиенко, и она сразу же выбрала нас. Мы смотрели вместе с ней, как официанты одеты, то есть, всё до иголочки, как должен быть накрыт стол. Я при этом присутствовала тоже, мне было очень интересно.
Тогда я спрошу вас о мастер-классе для леди глав государств?
Н. Петрова: Была небольшая выставка в "Балтийской звезде". Наш фарфор там был, народные промыслы рядом стояли, самые наши известные. Подводили их к нам по очереди, потому что места не так много было. И я почти со всеми первыми леди рисовала всяких наших маленьких симпатичных животных. Было всё это очень мило, быстро, красиво.
Вот так просто говорит гостья о встречах в Константиновском дворце, что для многих могло бы составить том мемуаров. Нелли Львовна – из тех, за кем лучше с затаённым восхищением наблюдать, когда она работает, не смущая её разговорами о наградах. Она виртуозно владеет техниками надглазурного и подглазурного декорирования. И всё же предпочитает работать в технике подглазурной полихромной росписи: крупные мазки и эффект сфумато. Кто видел её композицию "Утро туманное" с цветами, думаю, никогда не забудет. Как и женские портреты в ярко-красных нарядных сарафанах. Цикл работ "Истоки" пронизан горькой нежностью к русской деревне. А блюдо, которое называется "Над нами звёзды": сумерки летнего дня, может быть, осеннего, юная мать с сыном укрыта снопом как крылом. Они словно парят над землёй с россыпями яблок. Сюжет блюда автобиографичен. Как и блюда, которое называется "Евдокия и ромашки". Нелли Львовна создала облик своей молодой бабушки среди колосьев и любимых цветов. И сходство очевидно.
Вообще, Нелли Петрова одной из первых ввела в подглазурную технику портретную живопись.
Н. Петрова: Портрет в подглазурке – это действительно сложно. Надглазурная живописность – это когда постепенно набираешь образ. И если ты не владеешь, конечно, рисунком, у тебя схожести нет… Потому что в портрете что ещё главное? Чтобы похож был. А это тоже не всем дано. Ну а в подглазурке просто сложно это сделать, потому что бывает после очень сильного обжига при температуре 1450 градусов так, что иногда где-то что-то выгорит или, наоборот, выскочит пятно. Сложно. Поэтому в подглазурке мы очень мало делаем портретов. Штучный это вариант. И не только в подглазурке, и в любой живописи это тоже высший пилотаж сделать хороший портрет.
У вас есть совершенно замечательный автопортрет с ромашками, где вы с таким космическим кокошником с лошадью.
Н. Петрова: Я как-то всегда себя ощущаю, как будто я – это не я. Как-то немножко отдельно. Вот дух и тело всегда. Поэтому в моём автопортрете на мне такая русская корона, но она там внутри пустая, то есть там космос. Иногда кажется, что я просто из какого-то воздуха состою. И почему там белая лошадь тоже появилась? Потому что я просто от этих животных, этих существ, лошадей, просто как и от ромашек, в обморок могу упасть, от их красоты и всей этой силы.
Выставка "Реальность и волшебство. Фарфор Нелли Петровой" будет открыта всё лето и создаст настроение посетителям в любую ненастную погоду. До встречи в Эрмитаже!
Для писем: 197022, г. Санкт-Петербург, набережная реки Карповки, дом 43, "Радио России", программа "Путешествие в Эрмитаж", Анне Всемирновой.
Полностью передачу слушайте в аудиофайле программы.