Картинка

Принцип действия Нонконформизм молодёжи - лишь видимость

31 августа 2017, 19:07

Персоны

Поколение Z: кто они – современные школьники и студенты? Как люди, которые 1 сентября отправятся на учебу, изменят нашу страну? Обсуждаем с политологом Михаилом Ремизовым в программе "Принцип действия" с Анной Шафран.

РЕМИЗОВ: Молодежь (это понятие, которое, как мне кажется, маркетологами разрабатывалось) - это авангардные группы с точки зрения потребительских инноваций, это авангард потребления. Они – конформисты, они, несмотря на то, что пытаются казаться, наоборот, несогласными...

ШАФРАН: Действительно, интересный парадокс! Ведь так оно и есть!

РЕМИЗОВ: Я думаю, что степень конформизма в молодых аудиториях гораздо выше. Самые неконформистские слои населения - это, скорее, мужчины за 40.

ШАФРАН: Мужчины?!

РЕМИЗОВ: Именно мужчины. Потому что все-таки у женщин в возрасте тоже уровень социального конформизма и политического выше. Но молодежь в целом - это конформистская аудитория. Это тоже противоречит стереотипам восприятия. Это потребители (ключевая характеристика), они определяются через потребление. Это довольно существенно. Конечно, есть исключения, я говорю о преобладающих тенденциях. Нет в потреблении ничего плохого, но плохо, когда человек самоопределяется через потребление. В своем человеческом, личностном, социальном качестве нужно самоопределяться через создание чего-то, а не через потребление чего-то. И вот это, конечно, проблема. И сделать не то что модным, а сделать востребованным, престижным созидание, а не потребление, - мне кажется, это важнейшая задача общества, массовой культуры, СМИ и так далее. И задача, которую пока мы не решаем.

ШАФРАН: Как интересно про молодежную культуру, которой, в принципе, если по-честному посмотреть, не было до 60-х годов как таковой! И даже понятия моды не было! Что носили тогда мальчики и девочки? Носили такие же платья, как и их родители, но только в уменьшенном виде. Вот "культурная революция" в 60-е годы через бунт как бы сформировала эту новую молодежную культуру.

РЕМИЗОВ: Вообще, новая социологическая категория – молодежь.

ШАФРАН: Но через бунт пришла к конформизму. Очень интересная мысль!

РЕМИЗОВ: Так вы знаете, этот бунт был такой, лицемерный, я бы сказал. То есть, с одной стороны, бунтари 1968 года и в Америке, и во Франции отрицали буржуазное общество потребления, некоторые называли его "общество спектакля", но сами в него были вписаны и были его неотъемлемой частью. И судьба лидеров этого протеста и лидеров контркультуры показывает то, насколько изощренно и тесно они оказались в это общество потребления и это "общество спектакля", которое отрицали и поносили. Поэтому этой бунт не "на коленях", а бунт в стакане воды. И сразу эта двойственность – нонконформистская форма при глубоко конформистском содержании – была характеристикой этих процессов.

ШАФРАН: Но вот вы упомянули Америку, а в 70-х годах в Америке что говорили, молодежь интересуется чем: это музыка, секс, политика! Что-то изменилось с тех пор, на ваш взгляд?

РЕМИЗОВ: Первые два элемента этой триады – они неотъемлемы, но политикой по-прежнему тоже интересуются, судя по всему, судя по тому, что мы видим в Штатах. Судя по тому, какие кипят страсти! Потому что в Штатах, в некоторых западноевропейских странах политика или политические разногласия являются важным маркером субкультурных различий. 

Слушайте прямой эфир программы! Оставляйте свои комментарии в социальных сетях на официальных страницах "Вестей ФМ"! Как связаться с эфиром через WhatsApp, по СМС, через соцсети.

Смотрите видеотрансляцию из студии "Вестей ФМ"

 

Принцип действия. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация