Картинка

Пятидневка Жанр комедии в советском кино

25 января 2018, 13:10

Персоны

25 января 1934 года на экраны вышел фильм "Веселые ребята".

На советских комедиях выросло несколько поколений зрителей. "Веселые  ребята" - первая музыкальная кинокомедия, снятая  в СССР. Как развивался жанр советской комедии? Насколько идеология влияла на кинематограф СССР? Легко ли снимать комедии? 

Гости эфира: народный артист России, режиссер Александр Васильевич Панкратов-Черный и киновед Александр Владимирович Шпагин.

Александр Владимирович Шпагин: "Когда появилась советская комедия, она немного "косила" под комедию американскую. Родоначальником этого жанра в отечественном кино считается Яков Протазанов. Он очень хорошо чувствовал русскую ментальность и постепенно отошел от американских шаблонов. В 30-е годы комедия становится единственно разрешенным условным жанром посреди царства соцреаализма. Власть, увидев картины Григория Александрова, в начале просто запретила их. Но Сталину комедия "Веселые ребята" понравилась, только он предложил поменять ее название, она первоначально называлась "Джаз-комедия". Именно условность советской комедии делала ее такой неповторимой. Прекрасная комедия Александрова "Весна" 1947 года провалилась у критиков. И больше условного не снималось до 1956-57 года. 

Рассмешить людей трудно. Смешить, будучи глупым, нельзя. В советское время смеялись над недотепами, бюрократами. Но в эпоху оттепели появились герои, которым хотелось сочувствовать - напрмиер, Деточкин из "Берегись автомобиля" Эльдара Рязанова. Александров считал, что в советском обществе не может быть трагикомедии, это нонсенс. Но они у нас появились  - у Рязанова, Данелии и других. 

В советских комедяих на первый план выходит маленький герой, но еще именно в комедиях начали слышать социальный процесс, это произошло в 70-е, комедии легче доходили до сердец людей. Фильм "Гараж" - неутешительная ирония Рязанова. Это мощный социальный прорыв. Дальше появились фильмы "Родня", "Последний побег", "Милый, дорогой, любимый, единственный"... 

Александр Васильевич Панкратов-Черный: После моего фильма "Похождения графа Невзорова" мне показали на дверь.  Кстати, там должна была звучать песня в исполнении Владимира Высоцкого, но ее запретили. Я сам попросил Володю ее исполнить, но песню не пропустила цензура. Она была об уезжающих иммигрантах. Записать ее не удалось.

Мы встретились как-то с моим другом по институту Кареном Шахназаровым и он рискнул пригласить меня в фильм "Мы из джаза". Я стал популярным артистом и начал сниматься в кино. Юлий Гусман назвал такие комедии народным кино, оно ни к чему не призывало. Меня часто спрашивали, не мешает ли мне клеймо комедийного актера, но таким "клеймом" можно только гордиться! Приносить людям радость - это большое счастье. 

Чтобы играть комедию, нужно создать мир, да, условный мир, но он создается внутренним чутьем. А.П. Чехов пьесы писал как комедии. Юмор создается через слезы.  Для меня образец комедии - "Цирк" Чаплина. Это трагифарс. И мой "Невзоров" - это трагифарс. Шукшин говорил, что когда можно поплакать и посмеяться - это и есть сама жизнь. Получается, что комедия - это серьезный жанр, смешить действительно трудно".

Полностью запись программы слушайте в аудиофайле!

 

Пятидневка. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • "Лайфхаки"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация