Принцип действия Предшественники Трампа "забывали" решить вопрос с посольством в Израиле
Персоны
За короткий срок Трамп успел выйти из иранской ядерной сделки и перевёл американское посольство в Израиле в Иерусалим. Есть ли в этом хоть какая-то стратегия? Этот и многие другие вопросы Анна Шафран задала главному научному сотруднику Института США и Канады РАН, доктору экономических наук Владимиру Васильеву.
ВАСИЛЬЕВ: Как очень хорошо сказал один обозреватель, проблема переноса американского посольства – открыть его в Иерусалиме или в столице, перенос его из Тель-Авива в Иерусалим – это всегда была абсолютно американская внутренняя проблема. В самом Израиле это даже не столь важной было проблемой. Может, ей не придавали сверхбольшое значение, потому что уже, собственно говоря, Израиль и так живёт: часть правительственных министерств и ведомств находится в Тель-Авиве, часть в Иерусалиме. Может быть, этому не придётся… Собственно говоря, поэтому и встаёт вопрос: посольство иностранного государства... Здесь сам факт признания. Вот. Каким образом надо эту проблему решать.
Дело всё в том, что в 1995 году американский конгресс подавляющим большинством голосов принимает соответствующий закон. Кстати сказать, мы должны понять, ну, опять для справки исторической, что это не просто некий там произвольный или волюнтаристический акт Трампа. Есть закон! В Америке есть закон, который был принят, по-моему, осенью 1995 года, который предписывает федеральному правительству, или, вернее, говорит о том, что… Или воля американского народа, по воле сенаторов и конгрессменов, которые выражают волю американского народа, посольство Соединённых Штатов Америки должно находиться в городе Иерусалиме. Всё. Точка. Закон был принят.
А вот дальше начались… Вернее, весьма важно понять, в какой обстановке был принят этот закон и в чём состоит вот этот горячий пирожок переноса этого посольства. Потому что всё то, что происходило в 95 году внутри Соединённых Штатов Америки, непосредственно там, скажем так, в пределах Капитолийского холма, полностью сегодня, спустя 23 года, воспроизведено.
Дело всё в том, что по итогам выборов… Дело всё в том, что да – американские кандидаты до этого, в том числе и Билл Клинтон, когда он в ходе предвыборной кампании 92 года, ну, может быть это были особенно демократы, всегда говорили о том, что как только они станут американскими президентами, так они эту проблему решат. Как только они становились американскими президентами, они очень быстро забывали о своих обещаниях. Причина, как говорится, этого обращения, этой забывчивости была связана, в особенности применительно к демократам, к голосам, ну, скажем, избирателей еврейской национальности, еврейской диаспоры Соединённых Штатов Америки, которые традиционно поддерживают демократов. Там, может быть, процентов 70-80 представителей этой диаспоры поддерживают демократов. Поэтому это как бы было такое требование идти навстречу соответствующим избирателям. Но потом, вот как раз учитывая, может быть, некое символическое значение, учитывая то, что это там не строительство новой гидроэлектростанции, не дороги, автострады в штате, потому что обещают что-то внутри страны, а вот какой-то такой символический акт где-то там за пределами США…
ШАФРАН: Удобный пассаж, который можно заявить…
ВАСИЛЬЕВ: Президенты забывают. Тот же Клинтон. Вот он въехал в января 93 года в Белый дом и он тут же забыл. Тут же забыл.