Принцип действия Booking задаёт стандарт, к которому все должны стремиться
Персоны
В России предложили запретить сервис Booking.com. Как это отразится на наших туристах и курортах?
Гость – Роман Скорый, президент Национального туристического союза.
Ведущая – Анна Шафран.
СКОРЫЙ: Что касается той инициативы, которая прозвучала. Ну, на самом деле, проблема – гораздо глубже, и с профессиональной точки зрения мы ею занимаемся больше, чем пару лет. По крайней мере, я с ней столкнулся ещё в 2015 году, когда (не будем называть фамилии людей) к нам приходили в Ростуризм и как раз ставили этот вопрос: ну, давайте каким-то образом ограничим влияние той или иной организации, в частности, Booking, который два момента очень плохо делает. Во-первых, он очень качественно работает…
ШАФРАН: Да, есть такое.
СКОРЫЙ: Это такой плохой. Значит, это – один из аргументов плохого, почему надо его закрыть.
ШАФРАН: Я как пользователь подтверждаю.
СКОРЫЙ: Да. И второй – здесь я уже не шучу, без сарказма: то, что комиссионное вознаграждение у Booking – очень высокое.
Я себе задавал один и тот же вопрос. Ну, давайте так, если они работают эффективно, качественно, и они оказывают услугу нашему населению, и за счёт именно этой услуги каждый пользователь-россиянин может купить себе путёвку, билет, гостиницу гораздо дешевле, то мы должны, наоборот, это поддерживать. Это – одна история. И вторая история: что значит – берут много или мало? Здесь – как раз формат рыночных отношений. Нет альтернативы. Вернее, если она даже есть, но на сегодняшний день и на вчерашний день, на 15 год, Booking побеждает и всё.
Теперь что касается монопольного присутствия Booking, то, что он занял рынок. Вот как раз по утверждению товарищей, которые инициируют, проявляют эту инициативу. Давайте обратимся к официальной статистике. 14 год, ФАС нам отвечает: 12%. 12% на нашем рынке занимает. То есть даже очень далеко. Очень далеко. 15 год – 14%. То есть тенденция на увеличение, на завоевание российского потребителя есть, но она очень-очень далеко как раз от хоть какого-то понимания монопольности на рынке. Следовательно, по официальным источникам ФАС, монополии никакой не существует.
Я думаю, что нужно наоборот, кстати, реагировать. Вот помните те эпизоды с Турцией, с Египтом, когда на рынок вышли альтернативные, в том числе и российские курорты, которые активно начали развиваться, да? И я тогда тоже говорил, когда мне задавали этот вопрос, насколько это долговечно и как это произойдёт, и какой урок мы можем из этого вынести. Я считаю, что у нас была уникальная возможность как раз поднять и подтянуть свой уровень сервиса, подтянуть свою ценовую политику и заняться полностью продвижением своего национального продукта для привлечение российского туриста. И в этом отношении как раз Booking, я считаю – это хорошо, что он есть, по той простой причине, что он задаёт стандарт, к которому мы все должны стремиться.
Полностью слушайте в аудиоверсии.