Принцип действия "Откат назад" Донбасса невозможен
Персоны
Убрать из друзей: для чего Пётр Порошенко разорвал Договор о сотрудничестве с Россией? Кому от этого будет хуже? Что ждёт Украину?
Также в программе:
Киев потребовал от России публично отказаться от проведения выборов в Донбассе.
Темы обсудили с политологом Олегом Бондаренко.
Ведущая – Анна Шафран.
ШАФРАН: Окончательно ли и бесповоротно все уже закрепилось на Донбассе, или еще может быть какой-то откат назад в смысле независимости этих территорий, перспектив возвращения или не возвращения на Украину?
БОНДАРЕНКО: Я думаю, что откат назад невозможен. Уже прошло 4 года с момента обретения этими республиками своего нынешнего статуса. Да, это были очень непростые 4 года, погибло большое количество людей, по разным оценкам. Еще в 2015 году называли цифру 50 тысяч человек – в результате этой гражданской войны погибло на тот момент; потом как-то эта цифра начала колебаться между 10 и 15 тысячами, но тем не менее это – человеческие жизни. Эти люди боролись и борются за свою независимость, за право иметь собственное мнение. И я не думаю, что может с ними случиться такое, что они передумают и в массовом порядке вернутся на Украину.
Да, конечно, есть большие сложности, большие сложности управленческого характера. Не надо скрывать, что там – далеко не все слава богу…
ШАФРАН: Почему не объединились до сих пор Луганск и Донецк?
БОНДАРЕНКО: Мне кажется, что это такой фактор внутренний, и они, в общем, не сильно тяготеют к тому, чтобы объединиться. Потому что исторически Луганск всегда был под Донецком. Луганские себя всегда чувствовали немножечко обделенными. Это было даже – несмотря на то, что неформально они были равноправными – и в советское время, и во времена уже украинские, постсоветские. Луганская элита находилась под очень мощным влиянием вот этой донецкой орбиты.
Сегодня я не могу сказать, что это таким же образом происходит, хотя, зная, кому принадлежит бизнес, кто там занимается всеми этими вещами, приблизительно таким же, хотя политически они, конечно же, разведены. Да, Леонид Пасечник ни к покойному, царствие небесное, Захарченко, ни к Денису Пушилину отношения не имеет. Это – совсем другая история.
Что касается тех выборов, которые назначены на 11 ноября. Конечно, это здорово, что Ирина Геращенко обратилась к России с требованием не проводить выборы. С тем же успехом она может написать в комиссию по инопланетной жизни… Россия тут при чем, простите? Уж к проведению местных выборов Россия точно отношения не имеет! Можно нас подозревать в том, что мы гуманитарную помощь оказываем, что наши специалисты там работают, что всяческая помощь там есть, в том числе военная какая-то неофициальная. Но выборы проходят потому, что, извините, в одном субъекте, в Луганской народной республике, человек, который возглавляет эту территорию – Леонид Пасечник с приставкой и.о. – работает с ноября прошлого года, а на другой территории – после того, как был совершен теракт (и это, я думаю, уже скоро будет публично доказано, что теракт был совершён по заказу 5-го Управления Службы безопасности Украины, там уже люди дают признательные показания в Донецке, насколько я знаю).
ШАФРАН: Но не без помощи западных спецслужб, как мы узнали.
БОНДАРЕНКО: Наверное, не без помощи западных спецслужб, конечно же, был совершен этот теракт.
Полностью слушайте в аудиоверсии.