Путешествие в Эрмитаж Автомобильное хозяйство Зимнего дворца

5 мая 2019, 13:10

Сегодня, заглянув с Дворцовой набережной в один из дворов Зимнего дворца, можно увидеть одноэтажное здание красно-кирпичного цвета. Оно выбивается из зеленого колера Эрмитажа, но после реставрации в 2011 году зданию Гаража вернули его исторический цвет. Ведь гараж был построен в начале 1911 года, когда Зимний дворец был именно красно-кирпичного цвета. У здания на крыше – световой фонарь. Сегодня здесь – один из гаражей Эрмитажа...

Сергей Анатольевич Маценков обращает внимание на исторические оголовки вентиляционной системы на крыше, металлические, отреставрированные, необыкновенной формы, похожие на рыцарские шлемы. Когда в России появились автомобили, Николай II одним из первых высказывался с большим энтузиазмом об этом изобретении. И тем не менее в течение нескольких лет он не мог получить денег, чтобы устроить подобавший императору автомобильный гараж. В Царскосельских и петербургских конюшнях было несколько сотен лошадей, на службе были конюхи, кучеры, тренеры, конюшенные мальчики. Чтобы перейти на автомобильный способ передвижения, нельзя было сразу ликвидировать ни лошадей, ни тех, кто за ними смотрел. К тому же отечественная автомобильная промышленность развивалась медленно, и автопарк в России рос в основном за счет импортных машин.

В архиве Эрмитажа есть фотография, сделанная до Первой мировой войны, на ней 9 бравых молодых мужчин – придворные шоферы в нарядных папахах, форменных зимних пальто с перчатками, в сапогах. Первоначально для шоферов Их Величеств и низших служащих петербругского отдела Собственного его Величества Гаража было выделено казарменное помещение над дежурной конюшней, предназначенное для низших служащих, конюхов. Князь Орлов написал начальнику дворцового управления служебную записку. В ней он подчеркнул, что шоферы Его Величества никак не могут считаться низшими служащими, и по условиям найма не могут по своему положению равняться с простыми конюхами или низшими служащими Гаража. Просит для шоферов отвести более опрятное и подходящее помещение.

Для заведующего технической частью Гаража французского подданного Кегресса – отдельная чистая комната. Три отдельные комнаты для шоферов, общая палата для нижших служащих гаража с 10-12 кроватями.

Возможно, некоторые слушатели уже задаются вопросом: где же в сегодняшнем Эрмитаже хотя бы мысленно представить себе комнаты для служащих Гаража? Речь идет о так называемой «Кладовой седел» на антресольном этаже в средней части Малого Эрмитажа. Теперь по этому пространству ходят толпы туристов. Сивков переход (от зала с Колыванской вазой до зала Египта) в 1930-е годы, соединив Новый Эрмитаж и Зимний дворец, как раз заменил собой прежние помещения для шоферов.

И еще есть особая страница истории Гаража Его Императорского Величества. Во время Великой Отечественной войны в подвалах Эрмитажа были оборудованы 12 бомбоубежищ, где в первую блокадную зиму жили и работали не только сотрудники Эрмитажа, но и других учреждений культуры города. Тела умерших переносили во Владимирский коридор Малого Эрмитажа и в гараж, где они находились до весны 1942 года. Так что здание Гаража кроме практической значимости ценно как памятник истории самого начала автомобильной эры. И как памятное место.

Ведущая передачи – Анна Всемирнова.

Путешествие в Эрмитаж. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация