Картинка

Путешествие в Эрмитаж Собрание графа Павла Строганова: "Отечеству богатство, себе – имя"

21 июля 2019, 13:10

Продолжение рассказа о выставке в Николаевском зале Зимнего дворца – «Забытый русский меценат. Собрание графа Павла Сергеевича Строганова»...

Два Строгановских дома в Петербурге были известны своими собраниями произведений искусства. Строгановский дворец на Невском проспекте (ныне он в составе Русского музея) – с открытой для художников и публики картинной галереей в начале XVIII века. И второй на Сергиевской улице. Его владелец – граф Павел Сергеевич Строганов держал дом закрытым, но его собрания со второй половины XIX века публика видела на выставках частных коллекций и Общества поощрения художеств. 500 лет служили России 15 поколений Строгановых, имея в гербе девиз: "Отечеству богатство, себе – имя".

Авторитет в художественном мире живописец Алексей Петрович Боголюбов в письме Крамскому по поводу проекта созданий Общества русских художников писал:» чтобы быть без представительства нельзя, пусть будет великий князь Владимир Александрович покровителем Общества, а президентом из-за его спины честный человек вроде графа Строганова. Знатоки считали, что граф построил в своем особняке на Сергиевский улице «идеальный дом собирателя».

Организаторы выставки в Николаевском зале постарались представить тот дом, насколько это возможно. В 1864 году граф Павел Строганов учредил две очень солидные премии: за лучший ландшафт, взятый из русской природы и лучшую жанровую картину из русского быта. Граф пожертвовал средства на три года. Великий князь Александр Александрович (недавно ставший наследником престола) поддержал идею графа Строганова и тоже пожертвовал средства на следующие три года. Особый интерес публики вызвал конкурс 1867 года, когда в соревновании дебютировал «ландшафтный» живописец Федор Васильев. «Гениальный мальчик» по выражению Ильи Репина.

Душевной болью графа Павла Сергеевича Строганова было отсутствие у него детей, наследника. Кому доверить собранную художественную коллекцию, чтобы оценил, продолжил... Федор Васильев стал настолько близок Строгановым, что появились разговоры, мол, он близкий родственник графу, чуть ли не его сын-любимец. Федор Васильев жил в имении Знаменском Строгановых в тамбовской губернии на правах почетного гостя. Получил в распоряжение экипаж, это позволило ему свободно ездить по окрестностям на этюды. Сохранились чудные воспоминания художника об этом времени. Строганов показал юноше Москву, жил он и в харьковском имении графини Строгановой, его отправили в Крым для лечения. Граф Строганов представил молодого талантливого художника двору. Императрица Мария Александровна приобрела два его произведения. Влияния графа хватило на предложение Федору Васильеву поездки за границу на продолжение образования. Но победить прогрессирующую чахотку художника не смогли. На выставке в Николаевском зале коллекция работ художников XIX века – это собранный графом Строгановым срез художественного процесса. Васильев, Боголюбов, Калам, Лагорио, Брюллов, Чернышов.

Вернемся к акварелям интерьеров Строгановского особняка, созданных художником Мейблюмом, по которым выстроен виртуальный образ дома. Зеленая Гостиная, Столовая. Здесь размещалась коллекция западноевропейского итальянского искусства. Сегодня особняк занимает Институт точной механики и оптики. Энергией музейщиков история дома овладевает массами. Появилось стремление реставрировать сохранившиеся исторические интерьеры, из них уже выведены учебные аудитории. Планируют мемориальную доску установить. В советское время в Строгановском особняке был музыкальный техникум, где преподавал Шостакович, учился Соловьев-Седой. В Эрмитаже разыскали книгу с заказами французской ткани в Зеленую гостиную.

Музею Общества поощрения художеств Сергей Григорьевич Строганов подарил писаные и поливные изразцы XIII-XIV веков, украшавшие мечети Самарканда, собрание древнерусских икон. Павел Строганов не только работал в Комитете общества, но и привлек родственников к его развитию...

Путешествие в Эрмитаж. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация