Путешествие в Эрмитаж Эрмитажное фондохранилище в Старой Деревне
Многие знают, что хранилище в Старой Деревне особое – это по сути экспозиции собраний карет, мебели, шпалер, костюма. Недавно мне довелось побывать в Фондохранилище вместе с московскими дизайнерами и историками моды. И было любопытно их глазами посмотреть уже на известные нам явления. Гости шли в Галерею костюма, открытую в декабре 2017 года. И им было удивительно видеть, как исторический костюм постепенно появляется в других тематических хранениях. Это как увертюра в опере дает понять о том, что вас ждет впереди. С появлением исторического костюма разворачивается некий театральный спектакль, созданный хранителями. Вела нас кандидат исторических наук, хранитель коллекции костюма, заведующая Сектором декоративно-прикладного искусства отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Нина Тарасова.
Знатоки истории моды примечали все: и как размещены манекены, и крой костюмов, и ткани, вплоть до технологических деталей того или иного стиля, секретов. Так, например, я узнала про шнип – клин спереди на лифе дамского платья, способного подчеркнуть женскую фигуру, придав особую стройность...
Вкрапление костюма в собрание мебели Зимнего дворца все оживило. Исторические персонажи в интерьерах своих покоев. Манекен с фраком и жилетом Александра III рядом с его секретером из Ливадийского дворца, легкая мебель Павильонного зала и утреннее платье для будуара, садовое кресло и парадный костюм кормилицы. Воображение включается само собой по мере приближения к Галерее костюма. Входим, в темном зале хранения включается особый свет. Гости еще не знают, что сейчас окажутся перед нарядной толпой известных исторических персонажей и незнакомцев.
Исторически сложилось так, что большинство костюмов эрмитажного собрания хранится в отделе истории русской культуры, хотя есть и костюмы европейских мастеров и вещи, созданные из восточных тканей. Многолетнее кропотливое изучение архивов, конечно же, не только эрмитажных не раз приводило хранителей в глубокую печаль. Распродажи дворцового платья и тканей в 1920-е годы, когда текстиль не считали произведение декоративно-прикладного искусства. Потери в 1950-е и 70-е годы, когда по решению министерства культуры Эрмитаж должен был делиться своими коллекциями с другими музеями. Так в 1953 году восемь предметов из гардероба Петра I были переданы в музей Полтавской битвы в Полтаву. Теперь это другое государство...
Мужских костюмов во всех музеях мира гораздо меньше по сравнению с женским платьем. Мужские костюмы более консервативны по крою и комплектности. Хотя гражданское мужское платье бывает построено из богатейших тканей. Коронационные костюмы традиционно хранятся в Оружейной Палате Кремля. Так было издавна: все вещи после коронации – от чулок и подвязок, до мантии попали туда.
В Галерее костюма есть галантерейный уголок. Сундуки Луи Витона XIX века. В советское время в музее в них хранили солдатские сапоги. Кто тогда знал о Луи Витоне – старейшей французской фирме? Долгое время коллекцию костюма в Эрмитаже ограничивали 1914 годом. И вот только теперь поступают дары, медленно заполняя закуны ХХ века.
Зарубежный мир моды ХХ века Эрмитаж пополняет по крупицам. Отдельного рассказа заслуживают дары современных петербургских модельеров и великих оперных артистов. Вячеслав Зайцев после своей выставки в Эрмитаже сделал щедрый дар музею из своей коллекции костюмов.
Подготовила и провела программу Анна Всемирнова