Путешествие в Эрмитаж Коллекции костюма 1920-30-х годов
К нам пришло письмо из Воронежа от Натальи Ивановны Мещеряковой. «Уважаемая редакция путешествий в Эрмитаж, недавно я прочла о судьбе актрисы театра и кино 1920-х годов красавицы Вере Дженеевой. Она известна и как Вера Карахан (она была женой дипломата Льва Карахана). Лев Карахан был главой дипломатического корпуса в Пекине. Заместителем наркома иностранных дел СССР. На приемах его сопровождала красавица жена. Лев Карахан был расстрелян в 1937 году, судьба Веру хранила, поскольку к тому времени она уже развелась с мужем. Вера Карахан прожила долгую жизнь, и ее гардероб попал в Эрмитаж. Хотелось бы об этом узнать подробнее.»
Уважаемая Наталья Ивановна! Платья Веры Карахан отреставрированы и были представлены на выставках, а сейчас они в эрмитажном Фондохранилище в Старой Деревне. Это очень красивые туалеты, сшитые в модных домах Парижа, платья от Поля Пуаре, Жака Дусе, сестер Калло, Надежды Ламановой.
К примеру, вечернее платье из желтого тисненого бархата, с узором в византийском стиле. Лиф из серебристого газа, украшенного вышивкой металлической битью цвета старого золота. Или бальное платье из шифона телесного цвета на атласном чехле в тон; пояс и обшивка из золотого галуна, расшитого бисером. Тут же вышивка в стиле раннего Средневековья.. Коллекция платьев Карахан (более 40) была приобретена Эрмитажем в начале 1970-х годов благодаря хранителю костюма Тамаре Тимофеевне Коршуновой. Увы, в коллекции костюма 1920-30-х годов платья Веры Карахан – единственная история владельца, которую знают пока эрмитажные хранители.
При закупках в музей в 70-е, 80-е годы никаких специальных помет, увы, не сделали. Безымянные платья модниц 20-х, 30-х годов почти полвека ждали рук реставраторов, и теперь заняли свое место в Галерее костюма, куда мы пришли с заведующей...
На моду во всем мире в 20-30-е годы оказывает кинематограф. Героини Греты Гарбо принесли моду на блондинок. Яркий макияж принят дамами всех сословий – черно-белое кино приучило подчеркивать глаза, брови, губы. И индустрия красоты предлагает новые разработки. Подданный российской империи польского происхождения владелец магазина в Рязани, гример оперного театра в Петербурге Максимилиан Факторович, уехав в Америку, открыл свою фирму по производству декоративной косметики, и вошел в историю как Макс Фактор. Но вернемся к платьям в Галерею костюма Эрмитажа.
Прозвучало имя Поля Пуаре. В 1911 году кутюрье приезжал на своем автомобиле в Россию, читал лекции, показывал свои модели в Москве и Петербурге, подружился с Надеждой Ламановой. Еще до Первой мировой войны Пуаре показал в Париже коллекцию платьев с русскими мотивами, которые он заимствовал у старинных русских вышивок. А уж после революции 1917 года парижскую моду украсили русские манекенщицы. Одна из первых красавиц княжна Наталья Полей стала женой модельера и промышленника Люсьена Лелонга. Феликс и Ирина Юсуповы создали модный дом «Ирфе».
Дом «Китмир» принадлежал великой княгине Марии Павловне. Модели Надежды Ламановой льняных платьев на международной выставке в Париже в 1925 году имели большой успех и взяли шесть призов. В советской России всем тоже хотелось носить добротную одежду, нарядное платье, но швейная промышленность еще с трудом обеспечивала население огромной страны, не то что красивым и модным, а даже самым насущным.
Долгое время коллекцию костюма в Эрмитаже ограничивали 1914 годом. И только недавно стали собирать послереволюционные вещи 20 века. Но блокада, тяжелые послевоенные годы, когда в семьях платья перешивались от старших к младшим, не дают больших ожиданий. Хотя приобретения бывают. Разговор с хранителем, заведующей Сектором декоративно-прикладного искусства отдела истории русской культуры Эрмитажа Ниной Тарасовой мы заканчиваем у редкого экспоната...
Подготовила и провела программу Анна Всемирнова