Традиции Выучил русский язык – полюбил Россию

29 февраля 2020, 02:10

Персоны

Надо ли позволять русскому языку меняться или нужно его законсервировать? Зачем государству вкладываться в язык? Какой политики нужно придерживаться? Опыт других стран, пути развития, законы, которые надо знать.

МИХЕЕВ: Здравствуйте, это Сергей Михеев. В эфире программа "Традиции". Сегодня мы будем говорить о русском языке. Мне кажется, это крайне важно, потому что многие, мне кажется, не отдают себе отчета в том, что, собственно говоря, языковая основа, она является фундаментом и культуры общей, и общего понимания вещей в этом мире. И у нас сегодня в гостях Михаил Андреевич Осадчий – проректор по науке Государственного института русского языка имени Пушкина, доктор филологических наук. Здравствуйте, Михаил.

ОСАДЧИЙ: Здравствуйте.

МИХЕЕВ: Вот давайте прямо с этого и начнем. Тут понятно, что все-таки мы такая программа немножко политическая, вот и оттолкнемся от политической конъюнктуры. Сейчас вроде бы как будет утверждена поправка к Конституции, в которой особое внимание уделяется необходимости сохранения, развития и приумножения всего того, что связано с наследием русского языка как языка государствообразующего народа. Правда, я вот, например, скажу, что написал более такие прямые предложения, но тем не менее я считаю, что формулировка найдена достаточно технологичная и, я бы даже сказал, изящная. Но вот немножко если от политики отойдем, русский язык, да? Вот многие говорят, что вообще чего вы носитесь с этим делом, ну вот русский язык, зачем вам это все нужно? Какая разница? Мы, собственно говоря, идем в будущее, на заре как бы буквально цифровая революция, впереди такое невероятно фантастическое счастье, а вы с этим русским языком, он вам зачем, для чего? Пусть он меняется как угодно, пусть он как угодно трансформируется, это же современно, это модно и вообще это очень технологично. Вот я уверен, что вы не раз встречались с такими аргументами. Как вы считаете?

ОСАДЧИЙ: Ну, смотрите, здесь нужно поделить, о чем будем говорить. Мы можем говорить о том, зачем государству русский язык вообще, и вообще почему государство так много внимания уделяет теме языка. Это одна проблема. А вторая проблема – нужно ли давать ему меняться развиваться, или его нужно законсервировать. Ну вот давайте разделим эти две темы. Зачем государству язык, особенно если мы говорим о внешней политике? О внутренней – все понятно. Внешняя – зачем тратить такие средства на язык за рубежом, на продвижение и так далее? Но вот, вы знаете, лояльность, как таковая лояльность зарубежных стран, людей к стране, готовность сотрудничать, готовность торговать, готовность, я не знаю, воевать на одной стороне даже – вот все это формируется тремя способами, четвертого еще не придумали. Первый способ – это сапогом солдатским. Второй способ – это рублем, долларом, я не знаю, там иеной, неважно, другой валютой. И третий способ – это гуманитарное сотрудничество и в основном язык. И никакой другой инструмент, как язык, так не формирует лояльность к государству, как вот языковое образование. И ведь, знаете, очень часто замечал, как люди, абсолютно равнодушные к России и даже в некоторой степени относящиеся к России настороженно или негативно, начиная изучать русский язык, волей или неволей подсознательно начинают сочувствовать России, начинают обращать внимание на русских, начинают искать контактов с Россией. А нам, собственно, это и нужно. Наш язык формирует лояльность к нам. Вы знаете, это очень похоже на что-то такое из подсознательного, из какого-то даже гипноза, наверное. Если человек так много сил вложил в изучение какого-то языка, посвятил этому, я не знаю, год-два (а русский язык очень тяжелый, он учится не менее двух лет), то, конечно, он ну не может не любить то, что выучил, то, во что вложил столько сил. И это очень важно. И сегодня наш язык, продвигаясь за рубежом, формирует вокруг нас такой вот пояс лояльности. Но времена меняются. Если раньше этот пояс лояльности очень плотно прилегал к нашей стране, и мы говорили о том, что вот есть Россия, она в основном русскоговорящая (это понятно, хотя языков, конечно, в России очень много, по разным подсчетам – от 150 до 300). А потом, есть страны Содружества (раньше это были страны в рамках одного нашего государства), там русский язык не являлся языком родным для населения, но к концу 80-х на нем говорила большая часть населения этих стран.

МИХЕЕВ: Как говорили, "язык межнационального общения"...

Слушайте в аудиофайле!

Традиции. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация