Традиции Чем грозит ускорившаяся цифровизация?
Персоны
Под шумок у человека отнимают цифровые права? Дискуссии о цифровизации мира после COVID-19. Конспирологические теории. Чем грозит ускоренная цифровизация?
МИХЕЕВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Это Сергей Михеев. И в эфире программа "Традиции". Сегодня у нас в гостях Игорь Станиславович Ашманов – специалист в области искусственного интеллекта и социальных сетей, президент компании "Крибрум". Когда-то Игорь Станиславович был у нас в эфире программы "Железная логика", а вот сегодня мы пригласили его в программу "Традиции". И хотели бы поговорить вот о чем. Сейчас, в период вот этого карантина, связанного с коронавирусом, обострились дискуссии по поводу цифровизации общества в целом. Есть совершенно очевидные плюсы от этого, которые, например, скажем, связаны с возможностью удаленно работать. Но есть, на мой взгляд, и много достаточно сомнительных, а иногда и просто вызывающих опасение вещей, которые требуют, ну, как минимум разъяснения, а как максимум – может быть, даже и гораздо более осторожного к ним отношения. И в том числе общественность эти вещи серьезно будоражат – разговоры там о цифровом контроле, о цифровом тотальном концлагере для тех, кто совершенно радикально это мыслит, ну и все, что с ним связано. А вот по такому, может быть, странному, а, может быть, и не странному стечению обстоятельств именно в этот период активность людей, которые отстаивают вот это вот мнение по поводу, значит, такой тотальной цифровизации, она как-то увеличилась. Ну и, мне кажется, это требует вот дискуссии более открытой, более откровенной, более прямой. Ну и, в частности, как раз Игорь Станиславович является специалистом в том числе вот по данному направлению. И я вас приветствую, Игорь Станиславович, здравствуйте.
АШМАНОВ: Здравствуйте.
МИХЕЕВ: И давайте начнем ну в целом с вашего отношения к нынешней ситуации, касающейся в том числе и всевозможных цифровых инициатив. Ну и вот поговорим уже потом о законе, который сейчас вызывает довольно много вопросов по поводу единого цифрового реестра.
АШМАНОВ: Ну, у меня есть впечатление действительно, что называется под шумок, то есть когда, в общем, люди особо не задумываются о таких вроде бы тонких вопросах, как цифровые права, права идентичности вообще, создания там, ну условно говоря, вокруг нас некоего тоталитарного цифрового строя, а думают там где денег заработать, как там пропуск себе оформить, как доехать за едой и так далее. Вот. В этот момент как-то действительно активизируются вот эти вот вещи, связанные с введением всеобщей цифровизации. Конечно, это вызывает кучу конспирологий среди, ну так скажем, пожилых гуманитариев, которые наслушаются там про чипизацию Биллом Гейтсем и так далее. Но мы про эти маргинальные вещи говорить не будем. Но поговорить о том, чем грозит вот эта ускоренная цифровизация, конечно, нужно.
МИХЕЕВ: Ну и вот давайте тогда перейдем к конкретным более вещам. Например , вот вы говорите, что не будем говорить о радикальных мнениях, таких, с одной стороны, радикально-традиционалистских, с другой стороны, может быть, наоборот радикально-пргрессистских. И тем не менее, вот если более конкретно, ваше отношение к этим процессам и сейчас вот как раз к этому законопроекту о едином реестре. Плюсы и минусов вот доводов в пользу этого и доводы против этого. Как вы считаете, стоит ли эти вещи форсировать, или надо к этому относиться более осторожно. И если надо более осторожно, то почему. Вот как это соотносится, грубо говоря, как соотносить теорию и практику?
АШМАНОВ: Ну вот смотрите, значит, аргументы в пользу закона о том, чтобы создать единый цифровой реестр граждан, ЕФИР он называется – Единый федеральный информационный реестр, ЕФИР. Он внесен в Думу и прошел уже два чтения, там довольно много документов, но в начале, при первом чтении была внесена пояснительная записка, как обычно. То есть сам законопроект "Федеральный закон о Едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации", он содержит 38 страниц, довольно длинный. Ну и к нему, как обычно, как положено, прилагается пояснительная записка, объясняющая, почему этот закон важен, и там собственно все позитивные аргументы – почему это нужно. Аргументы эти довольно странные, в том смысле, что, если в них вчитаться, они такие, они сводятся к двум вещам, что, вообще говоря, поразительно...
Слушайте в аудиофайле!