Диалоги о рыбалке Поморы – это особый характер
Персоны
Связь поморов с реками, озерами, рыболовным промыслом. Истинные представления о традициях поморов и новые концепции. Почему здесь не приживалось крепостное право? Почему именно здесь могли появиться такие люди, как Ломоносов?
САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели радиостанции "Вести ФМ". У микрофона Гия Саралидзе, рядом со мной Марат Сафаров. Это программа "Диалоги о рыбалке".
САФАРОВ: Приветствую, Гия.
САРАЛИДЗЕ: Когда появляется Марат в нашей рыболовной программе, то мы больше говорим не о рыбе, а вот об истории, о географии, наверное, этнографии больше. Вот. Но все равно, безусловно, это все связано с тем, что наша страна является, как мы сами определили для себя, еще и страной рыбаков. Да, очень много у нас людей, которые этим увлечены, и которые занимаются любительской рыбалкой. А исторически, конечно, на просторах нашей необъятной Родины очень многие народы жили и водой, и рыбой, и промыслами, вот которые связаны и с водными пространствами, и с реками и морями, и так далее. И сегодня мы хотим поговорить о поморах.
У нас отдельная была целая программа, которую мы посвятили в рамках программы "Народы России", говорили о поморах. Но хочется опять (давно это было) вспомнить какие-то вещи, ну и, с другой стороны, поговорить действительно о связи вот именно этих людей с морем, с реками, озерами и с рыболовным промыслом. Вообще, когда перечисляют там промыслы, которыми поморы занимались, всегда, да, на первом месте всегда стоит рыболовство. Потом там охотники, безусловно, они морского зверя добывали. Понятно, что они торговые люди были и так далее, но вот все-таки как раз рыба, ее промысел ставят на первое место.
Вот интересно, мы в свое время снимали документальный фильм из цикла "Счастливые люди" – Поморы", так он и назывался. И там просто у людей, тех главных героев, которые там в фильме были, спрашивали, задавали этот вопрос: с вашей точки зрения, кто такие поморы? И, в общем, ответ сводился (по-разному люди отвечали), но сводился к одному. Поморы – это люди, которые живут морем, так отвечали. Или говорили, что люди – это которые живут у моря. Причем, там ответ был: "Неважно, какой национальности, – нам сказал один из героев, – а важно, что люди вот здесь живут". Наверное, это такое определение, и это ответ на вопрос, не вопрос, вернее, а такая дискуссия, которая существует достаточно давно уже, о том, являются ли поморы отдельной какой-то такой чуть ли не национальностью, народностью и так далее. Вообще, конечно, это русские люди. Если сейчас вот у тех поморов, которые живут на Белом море, на Мезени, им сказать, что они не русские люди, я думаю, от большинства можно просто получить в лицо. Вот они ребята простые, поэтому могут так доходчиво объяснить.
САФАРОВ: Да, безусловно, и всегда в таких ситуациях участвуют активисты, интеллигенция, люди пассионарные, которые задумываются о своем родном крае, о своем родном народе. Они часто выдвигают очень позитивные, на разные темы гипотезы разрабатывают, которые ну способствуют какому-то движению и энергии этой земли. И это очень важно. Но часто складывается так, что (особенно это происходило в последнее 30-летие, так скажем, с перестроечных времен), когда многие запретные темы, в том числе в этнографии, в народной русской культуре, они были сняты, и в результате очень большое количество маргинальных идей стало проникать, и даже сюда, на север, вроде бы суровый край где, так вот, в общем-то, не все быстро приживается, и все очень разумно, рационально, выверено. Тем не менее тоже и здесь (как и на юге, как и в других частях страны) стали появляться разного рода, такого рода концепции, назовем их мягко.
Конечно, люди сами должны разобраться в правде, но тем не менее в правдивости, например, того, ну сразу скажем: поморы – часть русского этноса или это какая-то особая группа. Вот эта тема, она дискутируется, она перед всероссийскими переписями оживает. В последнее время она уже как-то перешла в сетевой такой формат, и, в общем-то, как-то (как мне кажется) начала немножко угасать, но тем не менее все равно надо здесь определиться.
Слушайте в аудиофайле!