Авторские материалы "Зелёные" украли у европейцев "мёртвые деревья"
Персоны
Тяга к экологическому дизайну в Европе становится болезненной. В Германии банановая кожура заменила кожу. Рождественские ели во Франции все чаще – из фанеры. Такие настроения людей эксперты объясняют активной политикой "зеленых". Экоактивисты пугают граждан катастрофой, призывают всех "спасать природу, остановить убийство животных ради меха, не покупать настоящие елки в праздники". Но многие отказываться от традиций не хотят. Почему и как европейцы отстаивают традиционные атрибуты праздников, выясняла Мария Скородилко.
Мода на все с приставкой "эко". Ведь в Европе царят "зеленые". Экологические партии активно продвигают свою политику в массы. Раздельный сбор мусора, отказ от пластика, меха и кожи. Так, в Германии немецким модникам показали альтернативу кожаным сумкам. Там производят шопперы из экологически чистой банановой кожуры. Дизайнеры говорят, такой текстиль безопасен для планеты, ведь он биоразлагаем. А еще прочный и может принимать любую форму. Ранее с той же идеей выступали в США. Местные дизайнеры создали стартап и шьют одежду на основе мицелия (вегетативной системы грибов). Говорят, такая одежда приятна на ощупь и стильная внешне. Правда, стоит втрое дороже.
Сейчас каждая страна придумывает что-то взамен традиционным, на первый взгляд, вещам. Замахнулись и на главный символ Рождества.
В эти праздники Париж – какой-то не такой. И дело не в плохой погоде и сером небе. Это Рождество город празднует без елок. Настоящих зеленых из леса. Вместо них – концептуальные треугольники из фанеры. Ну, а украла символ волшебных праздников у французов местная партия "Европа Экология Зеленые". Они заправляют в столице Франции. Отказ от настоящих деревьев, по их мнению, сгладит негативное влияние декабрьских праздников на окружающую среду. И это только начало. Через 5 лет экоактивисты планируют и вовсе отказаться от настоящих елок в Париже. Свой "фанерный креатив" называют достойной альтернативой живым деревьям.
Кому-то это нравится, а других такие перспективы только расстраивают. Многие французы называют экокультуру "культурой отмены", когда радикальные идеи замещают традиционные правила и уклад. Так, в отместку экологам французы публично собрали несколько сотен евро и купили большую ель в кадушке. Дети украсили дерево игрушками, повесили конфеты. Но и такая альтернатива экологам не понравилась. Елку чиновники убрали под предлогом безопасности. Мол, дерево в горшке может упасть и кого-нибудь зацепить. Такое уже происходило в Бордо. Там тоже у руля – "зеленые". В прошлом году мэр города назвал елку "мертвым деревом", вызвав возмущение у обычных французов. Люди вышли на протесты и даже подсчитали: настоящая елка в горшке или без стоит гораздо дешевле новомодных инсталляций, которыми чиновники пытаются украсить город. Да и елки после праздника можно скормить слонам в зоопарке.
Мода на шведский "лагом", когда скромность равняется приличию, а экология – главный инструмент местных политиков, привела к тому, что в стране с большим количеством хвойных лесов настоящие елки на Рождество почти не ставят. Стокгольм украшают конструкциями из стекла и стали. Пакеты из пластика – в разы дороже бумажных. В Швеции модно покупать старое – то, чем уже пользовались: одежду, мебель, технику. При этом люди уверены, что так, малыми шагами, они предотвращают перенасыщенность планеты вещами. А еще шведы платят налоги на неэкономичные вещи и получают бонусы за экологичные. Так, автовладельцы платят повышенные налоги в течение 3 лет с момента покупки новой машины. Любить планету там учат в детских садах.
Ну а в Эстонии так далеко в экологию пока не погрузились, но местные дизайнеры – тоже против натуральности. Пару лет назад в поселке Вийсми (на берегу Балтийского моря) местный экоактивист вместо настоящего дерева водрузил конструкцию из пустых бензиновых канистр, обмотав все это гирляндой. Увидев такое, эстонцы должны были задуматься о вреде пластика и вырубке лесов.
Все чаще от живых деревьев отказываются и в Италии. Экофилософией особенно славятся провинции. В Риме и Ватикане елки на площадях – настоящие. Ну а в провинции Умбрия каждый год ставят инсталляцию. Гигантская фигура из гирлянд даже попала в книгу рекордов Гиннеса.
А вот британцам праздничная ель в центре Трафальгарской площади не понравилась совсем не потому, что дерево настоящее, а потому что лысое. За кособокость и невзрачность многие сравнили дерево с прической местного премьера. Говорили, ее стриг парикмахер Джонсона. Однако на шутки о некрасивости новогодней елки лондонцам ответили норвежцы, объяснив: ель, которую они прислали в Соединенное Королевство, – из настоящего леса. А значит, она не может быть пушистой и идеальной, как искусственная из каталога какого-нибудь магазина.