Конфликт интересов Не договорились: что мешает России и США общаться конструктивно
Персоны
Никаких гарантий: почему переговоры России с США, НАТО и ОБСЕ не принесли ощутимого результата? Что мешает сторонам общаться конструктивно? И есть ли еще возможности для диалога? Разбираемся в программе Сергея Корнеевского "Конфликт интересов".
КОРНЕЕВСКИЙ: Здравствуйте, в студии Сергей Корнеевский. Неделя большой мировой политики, переговоры России с США и с НАТО, попытка разрешить основополагающие, потенциально очень опасные конфликты в Европе. Тут у нас есть повод для гордости, ведь наша страна сумела захватить инициативу в полемике о будущем европейской системы безопасности. И то, что мы наблюдали на этой неделе, переговоры о формировании стабильного порядка с учетом нашего мнения, эти переговоры претендуют на статус крупнейших дипломатических событий десятилетия. Прошедшие встречи еще резче обозначили конфликты интересов, которые существуют в наших отношениях с Западом. Об этом будем говорить сегодня в программе.
Итоги российского дипломатического марафона по обсуждению гарантий безопасности подвел министр иностранных дел России Сергей Лавров. Он заявил, что США и НАТО обещали положить на бумагу свои реакции на наши предложения по гарантиям безопасности. Москва ожидает их на следующей неделе. Давайте все подробнее разберем и начнем с переговоров Россия – США, которые были в начале недели. Продолжавшиеся восемь часов, они не принесли быстрых результатов. Наша страна назвала их конструктивными, американцы оговорились, что это были не переговоры в привычном смысле, а дискуссия для уточнения позиций. Что ж, позиции уточнили.
Россия призвала США к максимальной ответственности, нельзя недооценивать риски военной конфронтации. Было заявлено, что никаких намерений у России напасть на Украину нет и быть не может. Все маневры российских войск идут в переделах национальной территории, нет никаких основании опасаться эскалационного сценария. А вот США заявили, что если Россия продолжит вторжение на Украину, то это приведет к значительным последствиям, которые произойдут (то, с чем Россия столкнулась после 14-го года). Москва еще раз объяснила, почему вопрос не расширения НАТО – это не запросная позиция, от которой можно отказаться, а, как Рябков сказал, императив. Вашингтон заявил, что никому не позволит закрыть дверь НАТО для какого-либо государства, но зато готов обсуждать, например, контроль над вооружениями, и так далее. То есть у нас, у наблюдателей, сложилось ощущение, что Россия хочет большого разговора о глобальных проблемах, а США пытаются утопить это в море деталей менее важных.
Об этом подробнее будем говорить с директором Центра комплексных европейских и международных исследований Высшей школы экономики Василием Кашиным. Василий Борисович, здравствуйте
КАШИН: Добрый день.
КОРНЕЕВСКИЙ: Василий Борисович, на что в первую очередь вы обратили внимание по итогам переговоров, что показали встречи?
КАШИН: Встречи показали, что начался диалог. Он продвигается очень тяжело из-за пока что кардинально различающихся позиций сторон. Это ожидалось с самого начала. Ну и дипломатическая борьба продолжается, она будет довольно серьезной и, вероятно, довольно долгой. Хотя в то же время Россия обозначила ясно, что пустых бесконечных разговоров она так же не потерпит, то есть какой-то прогресс надо будет продемонстрировать уже в обозримом будущем.
КОРНЕЕВСКИЙ: Вы отметили, что Россия продемонстрировала, что пустых разговоров не потерпит.
КАШИН: Да.
КОРНЕЕВСКИЙ: Но и США, и НАТО – все продемонстрировали, что они тоже ни на какие уступки не пойдут.
КАШИН: Вы знаете, ну все же там ряд вопросов начал обсуждаться. И, кроме того, если бы обе стороны исключали для себя любые уступки, у них отсутствовал бы предмет для обсуждения. На самом деле предмет для обсуждения есть. Как минимум, мы видим, что на данном этапе все участники диалога заинтересованы в некоторой стабилизации и выработке правил игры в Европы. Такой результат нужен всем.
Слушайте в аудиофайле