Конфликт интересов О предпосылках мирового продовольственного кризиса
Персоны
Пища для размышлений: цены на продукты питания на глобальном рынке растут не первый год. Почему Запад называет это новейшей проблемой? Когда на самом деле были нарушены цепочки поставок, появились трудности с логистикой и удобрениями? И главное – как возникла идея использовать еду в качестве инструмента управления? В реальных предпосылках мирового продовольственного кризиса разбираемся в программе Сергея Корнеевского "Конфликт интересов".
КОРНЕЕВСКИЙ: Здравствуйте, с вами Сергей Корнеевский. Ситуация на мировых рынках продовольствия будет напряженной. И хотя власти Запада обвиняют в этом Россию, но трудности начались задолго до событий на Украине. На самом деле к кризису привели ошибочные решения европейцев и американцев, которые, кстати, и в таком положении все равно готовы получить свою выгоду, используя угрозу голода как оружие. Здесь у нас со странами условного "золотого миллиарда" жесткий конфликт интересов. Чтобы выйти из него победителем, нужно хорошо понимать механизмы работы продовольственного рынка. В них и будем сейчас разбираться.
Важный момент. Как отмечают эксперты, продовольственный кризис в мире идет уже с начала пандемии коронавируса, когда были разрушены цепочки поставок. Трудности усугубил взрывной рост цен на энергоресурсы и удобрения. Кроме того, сильным ударом стали беспрецедентные антироссийские санкции. При этом экономисты и социологи предупреждают: рост цен на топливо и сырье – это самые опасные формы инфляции. Если дорожают одежда или смартфоны, люди просто перестают их покупать, что неприятно, но не смертельно. Однако человек не может так же легко обойтись без еды. Поэтому, когда дорожают продукты питания, люди выходят на демонстрации. В зоне риска вновь развивающиеся страны с неустойчивой экономикой и большой долей бедного населения. В таких государствах изменение цен на 20-30 процентов приводит к тому, что люди не могут свести концы с концами. Между тем угрозу голодных бунтов можно использовать для манипуляций правительствами. Те страны, которые получат контроль над запасами продовольствия, смогут диктовать свою волю всем прочим.
Обсудим тему. На связи со студией гендиректор центра "Совэкон" Андрей Сизов. Андрей Евгеньевич, здравствуйте.
СИЗОВ: День добрый.
КОРНЕЕВСКИЙ: Андрей Евгеньевич, а что привело к продовольственному кризису? Мы знаем, да, что он уже продолжается не несколько месяцев, а, может быть, уже год или даже больше. Ну вот а какие последние события, и в принципе что привело к нему?
СИЗОВ: Ну, я бы не сказал бы сейчас, вот что такой острый-острый продовольственный кризис. Да, ситуация непростая, сложная.
КОРНЕЕВСКИЙ: Ну вот там Баррель, например, из последнего тут сообщил, что, ну, во-первых, конечно, во всем виновата Россия. Во-вторых, главная загвоздка – это то, что нельзя вывезти зерно с Украины. Он называет какие-то совершенно безумные цифры – десятки миллионов тонн зерна. Там столько на Украине, как я понимаю, нет. Но в любом случае, насколько вот такие обвинения России имеют почву?
СИЗОВ: Все это очень-очень (два раза, три раза скажу) преувеличено. Преувеличено по целому ряду причин. Ну, я хотел бы сначала бы несколько слов, пару слов бы сказать об истории. О том, что нас, Россию, называют, что она использует энергетическое оружие, продовольственное оружие. Но как-то забывают о том, что ровно 40 лет США ввели эмбарго на поставки зерна в Советский Союз в связи с афганскими событиями. Тогда Советский Союз закупал, импортировал свыше 50 миллионов тонн. Подумайте, какая цифра – 50 с гаком миллионов тонн. И вот был фактически запрет на поставки зерна, американского зерна, которое примерно составляло 50 процентов от этого общего объема, из США. Это было действительно продовольственное оружие, это был запрет, прямой запрет на поставки в Советский Союз. Сегодня ситуация другая. Сегодня Россия в этом сезоне (сезон, который идет с 1 июля по 30 июня), в этом сезоне Россия готова, способна, физически способна экспортировать (уже не импортировать, а именно экспортировать) тот самый объем, который мы ввозили 40 лет назад, а именно в районе 55 миллионов тонн. Это околорекордный показатель. Из них пшеницы где-то 45 вот так, 44-45 миллионов тонн – это может вывезти Россия. Каких-либо ограничений (это уже отвечая на ваш вопрос, что виновата Россия), каких-либо ограничений со стороны России, подчеркиваю, со стороны России нет. Россия готова такой объем предоставить мировому рынку...
Слушайте в аудиофайле!